Шаг 3. Тактика работы над сочинением

Выбрать одну из предложенных тем.

 При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями

(этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

ЧТО (О ЧЁМ) писать? ЗАЧЕМ писать? КАК писать? (опорный план)
1. Обдумываю собственное мнение, обоснование причин обращения к этой теме.   1. Определяю основную мысль сочинения. 1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию. 2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения 2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
3. Обдумываю композицию и форму сочинения   3. Пишу заключение

                         

                        План сочинения

I.   Вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

 — обязательно высказывание своего взгляда на проблему (ы), поставленную (ые) автором в данных произведениях!!!

 — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

 — обоснование причин обращения к этой теме;

 — эмоционально ввод в тему сочинения;

 — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

 — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

 — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи и жизни авт);

 — оформление вступления в виде вопросов

- формулировка главного тезиса в виде цитаты или в виде собственного высказывания

II.Основная часть:

1) ТЕЗИС + АРГУМЕНТ из одного художественного произведения;

2) ТЕЗИС + АРГУМЕНТ из второго художественного произведения;

III.Заключение:

Это может быть так: — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

 — возвращение к началу разговора, К ТЕМЕ СОЧИНЕНИЯ (приём «закольцовывания»)

 — взгляд вперёд, то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если…

 

(Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет»,

представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не

изменится).

 — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к

разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к

собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или

задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить

самостоятельно.

 — обращение к оригинальной цитате.

Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Записываю план и пишу сочинение на черновике.

2. В ходе написания каждой части перечитываю сочинение ( пересчитываю количество слов – 350), проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:

-Сформулирован ли тезис? 

Всё время обращаюсь к теме сочинения: правильно ли понята мною тема, будет ли соответствовать моё сочинение теме, в нужном ли русле я формулирую свои мысли? Раскрыта ли будет тема сочинения? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта) Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 

- Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (2 и более примера) ( Это критерий 2, обязательный для получения зачёта )

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

 

— Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

 — Есть ли логичные (и нетипичные) переходы от одной части сочинения к другой?

 — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3 ) Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы, аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

 

— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал?

- Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции?

( Это критерий 4 ) Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения: точное выражение мысли, использование разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов; необходимо избегать речевых штампов.

 

 — Насколько грамотно (проверяю, чтобы не было речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок) написана работа? ( Это критерий 5 ) Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

 

 

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли

тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (2 и более примера) (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, ученик может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

 — Есть ли логичные (и нетипичные) переходы от одной части сочинения к другой?

 — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3)

Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал?

- Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции?

(Это критерий 4)

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения: точное выражение мысли, использование разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов; необходимо избегать речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

 — Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Удачи тебе, выпускник!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: