V. Falko (russia). Ecological Education and ecology of Education

Annotation: The ecologization of education includes not only training and upbringing in the field of nature conservation “the greening of education”, but also the ecology of education itself as an activity to study the interaction of this sphere of public life with the environment and its protection from adverse influences.

Keywords: greening education; educational ecology; ecology of culture; human ecology.

Одним из приоритетных направлений развития современного образования является его экологизация. Чаще всего она трактуется как обучение и воспитание, направленное на формирование знаний и умений в области охраны природы (greening education), и главной задачей экологического образования является формирование экологического мировоззрения обучающихся.

Однако экология в широком смысле слова не сводится к науке и практике природоохранной деятельности. Она объединяет в себе две основных стороны, обращённые, соответственно, к внешней и внутренней среде обитания человека и общества, то есть энвайронменту и контексту социоприродной системы [1], [2]. Единству этих сред была посвящена Международная научная конференция по проблемам экологического мировоззрения «ЭкоМир-9» (МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, Мытищи–Москва, 2018) [3].

Контекст социоприродной системы включает в себя, прежде всего, собственную природу человека, его внутренний мир, формируемый образованием. Взятые как социальные экосистемы, эти составляющие внутренней среды общества составляют предмет экологии человека и экологии образования. А их природное окружение, требующее защиты от техногенных воздействий, может быть рассмотрено как экологическая система в её взаимодействии с искусственной средой. Эти аспекты экологии социоприродной системы обсуждались на конференции «ЭкоМир-10» [4].

Первая (энвайронментальная) сторона экологизации образования, или “greening education”, выражается в наполнении обучения и воспитания проблематикой охраны окружающей среды, вопросами экологии природы. Вторая (контекстуальная) сторона – это экология образования, то есть теория и практика охраны механизмов формирования внутреннего мира обучающихся, в том числе, экологического мировоззрения и экологической культуры, от неблагоприятных воздействий.

Вместе с тем, эти стороны единого процесса существуют и рассматриваются, как относительно самостоятельные сферы, подсистемы социальной системы, имеющие каждая свои внешнюю и внутреннюю среду. И в этом их разделении обнаруживается противоречие, имеющее не только теоретический, но и практический смысл. Суть проблемы в том, что экологическое образование, являющееся одним из главных факторов

1475

 

обеспечения экологической безопасности, само нуждается в защите от всевозможных угроз.

Найти подходы к разрешению проблемы помогает опыт анализа аналогичного противоречия в эстетике и художественном творчестве. Подобная отмеченной выше ситуация была отмечена В.С. Соловьёвым в отношении красоты, спасающей мир и в то же время нуждающейся в спасении: «Странно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным» [5, c. 351]. Две взаимосвязанные стороны эстетической деятельности выражаются здесь во взаимоотношении красоты в природе и красоты в искусстве, а также в воздействии «художества как на природу вещей, так и на душу человеческую» [5, c. 352]. Проблема спасения мира может быть разрешена эстетикой и творчеством, преодолевающими односторонность подходов с позиций идеалов чистого искусства ради искусства и целей преобразования действительности. Это «процесс, имеющий две тесно связанные между собою цели, общую и особенную. Общая есть воплощение реальной идеи… в различных формах природной красоты; особенная же есть создание человека» [5, c. 388–389]. Именно человек оказывается способным решить задачу спасения красоты природы: «…Человек уже не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над её достижением осмысленно и свободно» [5, c. 389].

Аналогично рассмотренной выше ситуации с красотой природы, возложение на “greening education” решения проблем спасения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития общества само оказывается проблематичным. Решая эту проблему, нужно, во-первых, понимать экологизацию образования не только как подчинённую целям охраны природы и обеспечения устойчивого развития общества. Она есть также процесс

1476

гармонизации взаимодействия образовательной сферы с внешней и внутренней средой, имеющий взаимосвязанные цели предотвращения и устранения угроз для природной среды и для образования. Главные угрозы и пути их преодоления определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года [6]. А, во-вторых, нужно определить, какая из составляющих экологизации образования является решающей.

Сегодня, как и в прошлом, в общественном сознании и образовательной политике преобладает внимание к первой стороне, то есть задачам отражения задач охраны природной среды в «зелёном образовании». Безусловно, в экологизации образования и сегодня должно играть важную роль формирование энвайронментального мировоззрения, воспитание обучающихся в духе любви к природе. Но в условиях новых технологических укладов и в связи с положительными тенденциями в коэволюции общества и природы, вместе с обострением проблем будущего человеческой природы, быстро растёт роль второй стороны экологизации образования, то есть решения задач экологии образования.

Для достижения указанных выше целей каждой из сторон экологизации образования необходимо сделать приоритетной именно вторую сторону, связанную с созданием человека, то есть экологию образования. Если не защитить образование от угроз со стороны его внешней и внутренней сред, то просто нечего будет «озеленять», наполнять природоохранным содержанием. Только отдавая приоритет устойчивому развитию образования, можно обеспечить выполнение им роли главного фактора охраны природной среды и устойчивого развития социальной и социоприродной систем.

Здесь, как и в деле спасения красоты природы, решающую роль играет человек – учитель, организатор образовательного процесса и, конечно, обучающийся. И от него может исходить не только спасительное, но и

 

1477

 

разрушительное влияние на образование изнутри системы, как воздействие на неё элемента.

Особенностью нашего времени является технологизация всех видов человеческой деятельности, в том числе и образовательной. И в этих условиях происходит потеря человеком своей субъектности и вытеснение её социальной машинерией, что приводит к имитации и даже симуляции образовательной деятельности [7]. В отличие от ситуации, описанной Соловьёвым, главная угроза в наше время направлена на самого человека, который, теряя свою субъектность, может оказаться неспособным спасти себя, а, следовательно, социальные и природные условия своего бытия. К счастью, человеческая природа такова, что он никогда не утрачивает полностью своей свободы воли, оставаясь носителем субъектности, поэтому современная ситуация не безнадёжна. И это так, пока человек сам не посягает на свою природу, что, однако, может стать реальностью в обозримом будущем.

В числе факторов, необходимых для обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, в Стратегии РФ названо развитие перспективных высоких технологий, в том числе природоподобных конвергенций [6, п. 70]. Но ведь именно эти конвергентные технологии, на которых основан новейший, шестой технологический уклад, предполагается использовать для искусственного совершенствования человеческой природы, вплоть до создания постчеловека, что грозит её разрушением. Правда, в России в эту конвергенцию включаются и социально-гуманитарные технологии, в том числе образовательные, но о заложенных в них опасностях уже говорилось выше.

Важнейшей особенностью гипотетического седьмого уклада, идеи которого развиваются отечественными учёными и философами, является не главенство высоких технологий, а «производство» людей, способных их создавать, «сборка» коллективного субъекта, преодолевающая бессубъектность

1478

современных общественных процессов и разработка этики технологий [8]. Важно при этом, чтобы человек, превращая себя в объект такого «производства», оставался субъектом, стоящим над самыми совершенными технологиями и искусственным интеллектом, и чтобы его верховенство поддерживали нетехнологические компоненты культуры: методология, диалогика, поэтика, духовная культура в целом [9].

Экология культуры и экология человека являются важными составляющими экологии образования и связаны с экологической культурой как компонентом энвайронметальной стороны экологизации образования. На роль культуры в обеспечении устойчивого развития указывает пункт 4.7. Целей устойчивого развития, установленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых наций в 2015 г.: «к 2030 году необходимо обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни… и вклада культуры в устойчивое развитие» [10]. В Стратегии национальной безопасности РФ угрозы культуре и пути её защиты выделены в особый подраздел, наряду со статьями, посвящёнными сфере науки, технологий и образования и охране окружающей среды (экологической безопасности). Однако в концепции экологизации образования для устойчивого развития их нужно рассматривать в единстве и взаимопроникновении. Роли культуры и духовности учащихся в экологизации образования посвящен ряд публикаций отечественных и зарубежных учёных [11], [12].

В соотношении экологии культуры и экологической (энвайронментальной) культуры обнаруживается такая же парадоксальность, как и в соотношении двух сторон экологизации образования. Этот вопрос требует специального рассмотрения, хотя ключ к разрешению этого парадокса уже заложен в рассмотрении соотношения “greening education” и экологии образования. Здесь

1479

особенно важна роль внутренней культуры, что составляет предмет и экологии человека. Залогом сохранения человеком своей субъектности в условиях, когда, казалось бы, она исчезает бесследно в условиях засилья технологий, является верховенство акта свободной воли над бесчисленным множеством фактов бездуховности и несвободы, вера в источник спасения, бесконечно превосходящий самого человека, все условия и обстоятельства нашей жизни и могущественные силы природы. «Стяжайте Дух Святой, – говорил Серафим Саровский, – и, где спасётся один, там спасутся тысячи». И даже в условиях тоталитарных режимов или преступного мира, где разрушаются предпосылки для действия этого принципа, люди находят пути и силы изменять обстоятельства и творить новый мир. И где бессильна теория, побеждает деятельная любовь.

Экологизация образования в условиях нарастания и углубления перемен в современном мире предполагает его трансформацию в экологическую деятельность и другие виды практики [13], в том числе общения и диалогического взаимодействия человека с природой, с другими людьми, техникой и культурой. Ввиду важности партнёрских отношений общества и природы необходимым аспектом экологизации образования является повышение значения развития понимающей способности человека в формировании ценностных характеристик природы [14]. Нынешние тенденции повышения роли национально-культурной идентичности в глобальных процессах обуславливают и приоритетное внимание к экологической культуре и экологии культуры своего народа в контексте глобализации [15], в единстве с интеграцией к мировым ценностям в диалоге культур.

Таким образом, современное понимание экологизации образования предполагает совершенствование традиционного экологического содержания обучения в единстве с привнесением новых элементов в формирование знаний и

1480

умений, ценностных ориентиров и экологической культуры по всем специальностям и учебным дисциплинам.

Библиография:

1. Фалько В.И. Внешняя и внутренняя среда социоприродной системы // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Международная научная конференция (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): материалы конференции. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 106–108.

2. Falko V.I., Maykova V.P., Molchan E.M. Ecology of External and Internal Environment in the Socio-natural System // Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018) Сер. “Advances in Social Science, Education and Humanities Research” 2018. С. 953–957. DOI: https://doi.org/10.2991/cesses-18.2018.209.

3. Ивлева М.Л., Фалько В.И., Ивлев В.Ю. Экология внешней и внутренней среды социоприродной системы (обзор Международной научной конференции) // Вопросы философии 2019. Выпуск 5. C. 210–214.

4. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Фалько В.И. Экология человека и природы в ин-формационно-технической среде: 10-я Международная научная конференция по проблемам экологического мировоззрения («ЭкоМир-10») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2019. Том 23. № 3. С. 373–381. DOI: 10.22363/2313-2302-2019-23-3-373-381.

5. Соловьёв В.С. Красота в природе // Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. С. 351–389.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=100014,0&rnd=0.7279161295430754#07729993638970329.

 

1481

 

7. Фалько В.И. Технологии гуманитарного образования: новые возможности и опасность имитации // Инновации в образовании. Издательство Современного гуманитарного университета (Москва). Номер 6. Год 2002. С. 89–93.

8. Лепский В.Е. Проблема сборки субъектов развития в контексте эволюционных технологических укладов // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: ООО «Издательство МБА», 2013. С. 67–81.

9. Фалько В.И. Социально-культурные и духовные аспекты конвергентных технологий // Сахаровские чтения 2019 года: экологические проблемы XXI века: материалы 19-й международной научной конференции, 23–24 мая 2019 г., г. Минск, Республика Беларусь: в 3 ч. Минск: ИВЦ Минфина, 2019. Ч. 1. С. 56–59.

10. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года (A/70/L.1) // https://undocs.org/ru/A/RES/70/1.

11. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. Зеленая аксиома. Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология. 2015. 320 с.

12. Г.К. Длимбетова. Экологический паспорт университета: новое содержание в свете формирования духовного сознания будущих специалистов. Научные подходы к экологизации системы образования в условиях развития «зеленой экономики» // Сборник материалов Международного научно-практического семинара. Республика Казахстан, Астана: Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, 2018. С. 3–7.

13. Maykova V.P., Molchan E., Falko V.I. Transformation of Educational Activity: Social and Philosophic Aspects // Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018)                                                                                                                  

 

1482

Сер. “Advances in Social Science, Education and Humanities Research” 2018. С. 8–12. DOI: 10.2991/cesses-18.2018.3.

14. Сколяр Ю.Н. Роль понимающей способности человека в формировании ценностных характеристик природы // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Международная научная конференция (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): материалы конференции. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 101–103.

15. Тихвинский П.Н. Экология общества в контексте глобализации // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): 9-я Международная научная конференция (Мытищи – Москва, 29–30 марта 2018 г.): материалы конференции. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 103–106.

 


[1] Фалько В.И. Экологическое образование и экология образования // От экологического образования к экологии будущего. VI Всероссийская научно-практическая конференция по экологическому образованию (Москва, 30 октября – 1 ноября 2019 г.): Сборник материалов и доклады. Научное издание. Под общ. Ред. В.А. Грачева. – М.: Фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 1474–1483.

 

1474

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: