Опросник Шмишека (характерологический опросник К. Леонгарда)

Диагностическая цель: выявление акцентуаций характера, т.е. определённого направления характера.

Инструкция: «Вам предлагаются утверждения и во­просы, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос «да», то ставьте в бланке под его номером знак «+», если же не согласны или отвечаете «нет», то знак «-». Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет».

 

 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

 

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
                               
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.
                               
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48.
                               
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64.
                               
65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80.
                               
81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88.                
                               

 

Обработка и интерпретация результатов

Оценка уровня и типа ак­центуированного выражения личности производится в соответствии с ключом, согласно которому подсчитывается количество баллов по каждой из 10 шкал. Полученные дан­ные могут быть представлены графически в виде «профиля личностной акцентуации».

 

                

 

КЛЮЧ

 

 

Подсчитайте количество ответов «да» (+) на одни указан­ные вопросы и количество ответов «нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.

 

1. Г-1    Гипертимы                           х 3

(умножить значение шкалы на 3)

+ («да»): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77.

- («нет»): нет.

2. З-2     Застревающие, ригидные        х 2

+ («да»): 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68,78, 81.

- («нет»): 12, 46, 59.

3. Э-3             Эмотивные, лабильные           х 3

+ («да»): 3, 13, 35, 47, 57, 69,79.

- («нет»): 25.

4. П-4    Педантичные                           х 2

+ («да»): 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61,70, 80, 83.

- («нет»): 36.

5. Т-5             Тревожные                           х 3

+ («да»): 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

- («нет»): 5.

6. Ц-6    Циклотимные                        х 3

+ («да»): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

- («нет»): нет

7. Д-7        Демонстративные               х 2

+ («да»): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

- («нет»): 51.

8. Н-8    Неуравновешенные, возбудимые х 3

+ («да»): 8, 20, 30, 42, 52. 64, 74, 86.

- («нет»): нет.

9. Ди-9 Дистимичные                        х 3

+ («да»): 9, 21, 43, 75, 87.

- («нет»): 31, 53, 65.

10. Эк-10 Экзальтированные               х 6

+ («да»): 10, 32, 54, 76.

    - («нет»): нет.

Интерпретация. Максимальный показатель по каж­дому типу             акцентуации — 24 балла. Интерпретация осу­ществляется по каждой шкале отдельно. Шкала считается выраженной, а акцентуируемая черта представленной, если значения равны или превосходят 19 баллов. Значения шкал от 15 до 19 баллов интерпретируются как наличие признаков акцентуации личности. Значения шкал ниже 15 баллов в интерпретации не участвуют. Если ни одно свойство не превышает показателя 12-15 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обра­тить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего.

    В случаях, когда имеется нескольких акцентуирован­ных шкал, производится их перечисление в убывающем порядке баллов.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации харак­тера (демонстративный, педантичный, застревающий, неуравновешенный) и акцептуации темперамента (гипер- тимный, дистимный, тревожно-боязливый, циклотимный, аффективно-экзальтированный, эмотивный).

 

Гипертимный тип (Г)

Обычно гипертимные личности отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании подростков, стремятся ими командовать. Главная черта гипертимных личностей – почти всегда очень хорошее настроение, даже приподнятое. Хорошее настроение гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Большое стремление к самостоятельности может быть часто следствием конфликтов, приводит к побе­гам, отлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачи.

Застревающий тип (3)

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к себе. В связи с этим проявляет настороженность и недо­верчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мститель­ностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеян­ность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергич­ностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склон­ность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Эмотивный тип (Э)

Наиболее сильно выраженная черта эмотивного типа - сопереживание другим людям или животным. У лица этого типа могут быть «близко» слезы, в особенности когда смот­рят кинофильм, где кому-либо угрожает опасность; сцена насилия вызывает сильное потрясение, которое долго не мо­жет забыться и может нарушить сон. Эти люди, обладающие мягкосердечием, легко прощают недостатки других и сами часто идут на примирение в конфликтах. Они особо отно­сятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Про таких говорят: «Мухи не обидит».

Педантичный тип (П)

Педантичный тип характеризуется постоянным сом­нением правильности выполнения работы, частыми само­проверками. Пунктуален, аккуратен, склонен жестко сле­довать плану, особое внимание уделяет чистоте и порядку. Педантичный тип сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка, вследствие чего могут возникнуть конфликты. В выполнении каких-либо действий нетороп­лив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность. От излишней педантичности иногда может быть заниженная самооценка, неуверенность в том, что выполнит работу. Характеризуется ригидностью, инерт­ностью психических процессов, тяжелостью на подъем, дол­гим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. С охотой уступает лидерство другим людям.

Тревожный тип (Т)

Обычно с детства проявляется пугливость и боязливость. Лица тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся шумных и бойких, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство ро­бости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются. Охотно подчиняются опеке; нотации могут вызывать угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние, в отличие от протеста, свойственного другим. Рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собс­твенной неполноценности стараются замаскировать в само­утверждении через те виды деятельности, где они могут более раскрыть свои способности. Свойственные им обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают подружиться с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: