Диагностическая цель: выявление акцентуаций характера, т.е. определённого направления характера.
Инструкция: «Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос «да», то ставьте в бланке под его номером знак «+», если же не согласны или отвечаете «нет», то знак «-». Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет».
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | 31. | 32. |
33. | 34. | 35. | 36. | 37. | 38. | 39. | 40. | 41. | 42. | 43. | 44. | 45. | 46. | 47. | 48. |
49. | 50. | 51. | 52. | 53. | 54. | 55. | 56. | 57. | 58. | 59. | 60. | 61. | 62. | 63. | 64. |
65. | 66. | 67. | 68. | 69. | 70. | 71. | 72. | 73. | 74. | 75. | 76. | 77. | 78. | 79. | 80. |
81. | 82. | 83. | 84. | 85. | 86. | 87. | 88. | ||||||||
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Оценка уровня и типа акцентуированного выражения личности производится в соответствии с ключом, согласно которому подсчитывается количество баллов по каждой из 10 шкал. Полученные данные могут быть представлены графически в виде «профиля личностной акцентуации».
КЛЮЧ
Подсчитайте количество ответов «да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «нет» (-) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.
1. Г-1 Гипертимы х 3
(умножить значение шкалы на 3)
+ («да»): 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77.
- («нет»): нет.
2. З-2 Застревающие, ригидные х 2
+ («да»): 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68,78, 81.
- («нет»): 12, 46, 59.
3. Э-3 Эмотивные, лабильные х 3
+ («да»): 3, 13, 35, 47, 57, 69,79.
- («нет»): 25.
4. П-4 Педантичные х 2
+ («да»): 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61,70, 80, 83.
- («нет»): 36.
5. Т-5 Тревожные х 3
+ («да»): 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
- («нет»): 5.
6. Ц-6 Циклотимные х 3
+ («да»): 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
- («нет»): нет
7. Д-7 Демонстративные х 2
+ («да»): 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
- («нет»): 51.
8. Н-8 Неуравновешенные, возбудимые х 3
+ («да»): 8, 20, 30, 42, 52. 64, 74, 86.
- («нет»): нет.
9. Ди-9 Дистимичные х 3
|
|
+ («да»): 9, 21, 43, 75, 87.
- («нет»): 31, 53, 65.
10. Эк-10 Экзальтированные х 6
+ («да»): 10, 32, 54, 76.
- («нет»): нет.
Интерпретация. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Интерпретация осуществляется по каждой шкале отдельно. Шкала считается выраженной, а акцентуируемая черта представленной, если значения равны или превосходят 19 баллов. Значения шкал от 15 до 19 баллов интерпретируются как наличие признаков акцентуации личности. Значения шкал ниже 15 баллов в интерпретации не участвуют. Если ни одно свойство не превышает показателя 12-15 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего.
В случаях, когда имеется нескольких акцентуированных шкал, производится их перечисление в убывающем порядке баллов.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, неуравновешенный) и акцептуации темперамента (гипер- тимный, дистимный, тревожно-боязливый, циклотимный, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Гипертимный тип (Г)
Обычно гипертимные личности отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании подростков, стремятся ими командовать. Главная черта гипертимных личностей – почти всегда очень хорошее настроение, даже приподнятое. Хорошее настроение гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. Большое стремление к самостоятельности может быть часто следствием конфликтов, приводит к побегам, отлучкам. Характерны вспышки гнева и раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачи.
Застревающий тип (3)
Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к себе. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
Эмотивный тип (Э)
Наиболее сильно выраженная черта эмотивного типа - сопереживание другим людям или животным. У лица этого типа могут быть «близко» слезы, в особенности когда смотрят кинофильм, где кому-либо угрожает опасность; сцена насилия вызывает сильное потрясение, которое долго не может забыться и может нарушить сон. Эти люди, обладающие мягкосердечием, легко прощают недостатки других и сами часто идут на примирение в конфликтах. Они особо относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Про таких говорят: «Мухи не обидит».
Педантичный тип (П)
Педантичный тип характеризуется постоянным сомнением правильности выполнения работы, частыми самопроверками. Пунктуален, аккуратен, склонен жестко следовать плану, особое внимание уделяет чистоте и порядку. Педантичный тип сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка, вследствие чего могут возникнуть конфликты. В выполнении каких-либо действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность. От излишней педантичности иногда может быть заниженная самооценка, неуверенность в том, что выполнит работу. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. С охотой уступает лидерство другим людям.
|
|
Тревожный тип (Т)
Обычно с детства проявляется пугливость и боязливость. Лица тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся шумных и бойких, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются. Охотно подчиняются опеке; нотации могут вызывать угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние, в отличие от протеста, свойственного другим. Рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут более раскрыть свои способности. Свойственные им обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают подружиться с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.