Тема: «Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников»

                                         Авторы: Деханова О.А., Ермоленко Н.В.

                                            учителя начальных классов

                                      МБОУ «СОШ №24»

- С1.: Количество школьников с аддиктивным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

С2.: В современном обществе все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. При диагностировании личностных качеств младших школьников на высоком уровне проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, нерешительность, боязнь активных действий, страх, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная агрессия, негативное отношение к собственному «Я» и т.д. Данные качества могут способствовать формированию аддиктивного поведения.

Таким образом, мы считаем, что актуальным становится профилактика аддиктивного поведения у младших школьников.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает уже в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Учащиеся начальной школы начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении.

С3.: На наш взгляд, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений, ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

С4.: Для ре­ализации в начальных классах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние); художественное творчество и др.

Внеурочная деятельность может осуществляться в таких формах, как кружки, секции, слеты, игры, турниры, встречи, конференции, экскурсии, походы,  и т.д.

Процесс профилактики аддиктивного поведения может осуществляться практически во всех формах внеурочной деятельности.

Нами было проведено в начале учебного года исследование на базе МБОУ «СОШ №24» города Абакана. Испытуемыми были выбраны учащиеся 2 -ых классов.

Целью нашего исследования было выявление наличия личностных особенностей, которые могут способствовать формированию аддиктивных форм поведения.

С5.: Для исследования провели две методики.

v Методика «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).

v Методика Немова Р.С. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

С6.: Нами были получены следующие результаты:

- 62% респондентов неуверенны в себе, т.е. таким детям сложно приступить к выполнению чего-то нового, необходимость принимать быстрые решения может стать причиной внезапной болезни, любые изменения в жизни у них вызывают тревожность, что свидетельствует о замкнутости, малой общительности, или наоборот, назойливости.

- 68% это дети с высоким уровнем тревожности, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным.

Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, формированию стремления к уединению и на основе этого привести к появлению аддиктивных форм поведения.

У 76% испытуемых в равной мере ярко выражены такие качества, как нерешительность и чувство страха, что свидетельствует о заниженной самооценке, т. е. такие дети входят в группу риска.

Негативное отношение к собственному «Я», защитная реакция по отношению к взрослым и проявление агрессии в данной группе находится в диапазоне 48%, т.е. уровень сформированности этих качеств – средний, что свидетельствует о возможности формирования аддикций.

На основании этого можно сделать вывод, что дети 2 класса имеют склонность к аддиктивным формам поведения. Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на профилактику аддиктивного поведения, которая, на наш взгляд, наиболее эффективно может осуществляться посредством внеурочной деятельности.

С7.: Какая же работа нами была проведена по профилактике аддиктивного поведения обучающихся, посредствам внеурочной деятельности расскажет моя коллега Деханова Оксана Александровна.

 

- В работе в целях профилактики трудностей в поведении школьников и при работе с детьми аддиктивного поведения и мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование увлечений, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаем следующие:

•     метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

•     метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

С8.: Через фрагменты уроков и на занятиях по внеурочной деятельности мы проводим большое количество мероприятий, бесед, практических занятий по профилактике аддиктивного поведения детей.

И если разобраться повнимательней, то вся работа учителя ведется по направлению недопущения отклонений в поведении детей. И результат зависит от комплексного подхода всего педагогического персонала школы.

 Прежде всего - это тесная работа с родителями, мы все знаем, что «РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ, ЧТО ВИДЕТ У СЕБЯ В ДОМУ». И это работа, пожалуй, самая трудная и зависит от волевых качеств педагога.

Формы работы, которые мы применяем по работе с родителями – классические, это:

1 Родительские собрания;

2. Родительские конференции по обмену опытом;

3. Дистанционные родительские собрания, через вайбер, интернет; (Очень часто мы устраиваем коррекционные беседы для родителей, через голосовые сообщения). Так же большое количество информации мы отправляем по электронной почте. Например, когда хочется на родительском очном собрании сказать больше, чем запланировано, то отправляю дистанционно родительское собрание на почту родителям. Обратную связь получаю сразу же. По договоренности, они мне отписываются. И если какая то часть родителей прочитали материал и приняли к сведению, то это огромный «плюс» нашей работе.

4. Индивидуальные и групповые работы с родителями (Групповые применяю, когда одинаковые проблемы у детей. Тогда мы обсуждаем и даем практические задания и рекомендации).

5. В нашей школе психологи часто проводят «Педагогические гостиные», куда приглашаются семьи, для занятий и тренингов.

С9-10.: Системы классных часов играют не малую роль в работе каждого педагога. Особенно, если в подготовке к данному мероприятию привлекаются дети, чья коррекция поведения особенно необходима.

Темы классных часов разнообразны:

•     «Береги здоровье смолоду»

•     «Вредные привычки».

•     «Употребление алкогольных напитков и его последствия»

•     «Вред курения для здоровья человека»

•     «Давление, влияние, ситуации…» (о ПАВ)

•     «Как научиться говорить «НЕТ»» и т.д.

 

С11.: Наша начальная школа по внеурочной деятельности работает по программам «Здоровый ребенок», «Дорогой добра», «Растим – гражданина». Все эти программы ориентированы на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Мы не делаем большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программы помогают создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Так же программы на формирование высокого уровня гражданственности через расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, знаний по истории и современному государственному устройству России, на формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Темы перекликаются с вышеизложенными направлениями работы.

В повседневной работе мы в системе используем некоторые приемы, о которых, как мне кажется, стоит сказать.

С12.: «Лифт настроения». Дети играя, верят в чудо, благодаря этому у ребят хорошо развивается процесс саморегуляции. Лифт – это макет настроения. Ребенок, которому грустно, обидно или наоборот эмоции «через край», подходят к «лифту настроения» и начинают двигать стрелочку и устанавливать для себя нужное настроение, тем самым контролируя свое внутреннее состояние. Прием очень эффективный. Дети любят использовать данный макет.

С13.: Работа корреспондентской группы. Дети на переменах берут интервью у своих одноклассников по вопросам того или иного момента в поведении отдельных ребят в классе. Таким образом, если в коллективе случается событие, то корреспонденты тут же включаются в работу - берут интервью, вызывают общественное мнение по поступкам, событиям, мероприятиям. Поэтому дети стараются контролировать себя во всем, чтоб не попадать в поле зрение корреспондентов у которых есть правило: «не осуждать поступки, а постараться понять причину поведения человека, чтоб не допускать конфликтных ситуаций». Очень хороший прием, который учит думать прежде чем что-либо совершать, то есть контролировать себя.

 «Нематематические задачки». Дети любят выполнять такие задания. Учитель домой выборочно выдает задание, например: «Ответь на вопрос, порассуждай: КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ, ЕСЛИ УВИДЕШЬ НА СКАМЕЙКЕ В ШКОЛЕ ЧУЖОЙ ТЕЛЕФОН» или «КАК ТЫ СЧИТАЕШЬ, КОМПЬЮТЕР ТВОЙ ВРАГ ИЛИ ДРУГ?» и т.д.. Дети чаще всего записывают свои рассуждения на видео. И на занятиях по внеурочной деятельности мы устраиваем мини диспуты, каждый старается высказать свое мнение. Очень хороший прием, учит умению излагать и отстаивать свое мнение, артистизму, коммуникативным умениям и самое главное думать над ситуацией.

С 14.: Раз в неделю вывешиваем на стены класса. ФРАЗЫ, ЛОЗУНГИ, ВОПРОСЫ, ПОЖЕЛАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, содержания которых через зрительное восприятие постоянно напоминает детям о поведении, о взаимоотношениях, об осторожности и аккуратности. В течение недели листы меняем местами, чтоб не было привыкания. Считаем этот прием очень эффективным в воспитательном процессе. Этот же прием часто использую для запоминания учебного материала.       

С.15.: Результаты повторного исследования в конце учебного года не были стабильными: часть качеств ухудшилось, часть улучшилось. В целом, в зоне риска изменилось прежнее количество детей. На основе этих результатов  эксперимента можно сделать вывод об эффективности программы внеурочной деятельности. Таким образом, профилактика аддиктивного поведения будет осуществляться эффективно, если разработать и внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на коррекцию личностных качеств обучающихся. При этом она должна основываться на системном, личностноориентированном, деятельном подходах и разрабатываться с учетом нормативной документации и ФГОС НОО.

В дальнейшем мы планируем продолжать исследования  в разработке и проверке эффективности программы внеурочной деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения у младших школьников.

Список литературы:

1. Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/socpart2005.htm

2. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2003. – 237.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.

4. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Addiktivnoe-Povedenie-110.html

5. Семке, В.Я. Наркология [Текст] / В.Я. Семке. – Томск: Академический Проект, 2003. – 48 с.

6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2004 – №8. – С. 14 – 16.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: