«Осень»:
№ 60 Игра на внимание
Учитель показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру 1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять морковок, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».
№ 61 Игра «Верх-вниз»
Перед каждым ребёнком предметные картинки: Солнце, туча, облако, дерево, гриб.
-Покажите верхнюю часть парты.
-Покажите нижнюю часть парты.
-Какие картинки можно расположить сверху? (дети выполняют соответствующее действие)
-Какая картинка расположена сверху?
-Какие картинки можно расположить снизу? (дети выполняют соответствующее действие)
-Какая картинка расположена снизу?
«Деревья»:
№ 62 Игра «Найди одинаковое по размеру»
На доске одно дерево, например, большая берёза. В коробке лежат демонстрационные картинки – вырезанные по контуру берёзы разных размеров. Дети по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают из коробки берёзу, прикладывают её к образцу на доске, сравнивают и делают вывод: «Это дерево меньше, его нужно отложить. Это дерево больше, его нужно отложить. Это дерево такого же размера, его нужно оставить на доске рядом с первым деревом».
|
|
№ 63 Игра «Подбери пару по размеру»
Перед каждым ребёнком набор одноимённых предметов разного размера: листьев, желудей, шишек. Ребёнок должен выбрать из этого набора большой и маленький предметы и объяснить, как он определил, что эти предметы – большой и маленький. Затем нужно подобрать к ним одинаковые по размеру предметы.
«Овощи»:
№ 64 Игра «Посчитай и назови»
Каждый ребёнок должен взять карточку, которая лежит у него парте «спинкой» вверх (на карточках изображено по два овоща, например: два помидора, две луковицы и т.д.) и назвать овощи.
№ 65 Игра на внимание
Учитель показывает различные цифры и даёт задание: «Покажи карточку с цифрой два, когда услышишь «два»: два огурца, три репы, пять тыкв, один помидор, один баклажан, два перца. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру два.
№ 66 Игра «Сравни овощи»
Для демонстрации используются натуральные овощи, муляжи или предметные картинки.
-Назовите овощи красного цвета.
-Назовите овощи синего цвета.
-Назовите овощи жёлтого цвета.
-Назовите овощи круглой формы.
-Назовите овощи квадратной формы. (Овощей квадратной формы нет)
На столе учителя крупная картофелина и мелкая луковица.
-Сравните картофелину луковицу. Что у них одинакового?
-Чем они отличаются?
-Сравните помидор и картофель.
-Что у них одинаковое?
-Чем они различаются?
«Фрукты»:
№ 67 Игра «Высокий-низкий»
Учитель просит детей закрыть глаза и выставляет на доске два демонстрационных дерева (контурные изображения, вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая яблоня.
|
|
-Сколько деревьев?
-Какие это деревья?
-Как вы определили?
-Одинаковой ли высоты эти деревья?
-Как это можно проверить? (наложить одно на другое)
-Яблоня – низкое дерево, груша – высокое дерево. Как можно сказать по-другому?
№ 68 Игра «Что где?»
На доске выставлены картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).
-Назовите фрукт, который находится между яблоком и лимоном. Назовите фрукт, который находится между грушей и апельсином. Назовите фрукт, который находится между лимоном и сливой.
«Ягоды»:
№ 69 Игра «Скажи, сколько чего»
Каждый ребёнок получает карточки с изображением одной, двух, трёх ягод: клубники, малины, смородины и т.д. Он должен назвать, сколько и каких ягод изображено. («У меня одна ягода клубники, две ягоды малины, три ягоды смородины».)
№ 70 Игра «Не ошибись»
У каждого ребёнка тарелочка с ягодами клюквы, брусники, рябины. Дети выполняют инструкции: правой рукой взять ягоду клюквы, левой рукой – ягоду брусники, левой рукой – красную ягоду, любую ягоду положить на правый край парты, ягоду клюквы положить на левый край парты и т.д.
«Инструменты»:
№ 71 Игра «Много-мало»
У каждого ребёнка карточки «Много-мало» с изображением бытовых приборов и инструментов: на одной карточке – два молотка, на другой – много молотков (гвоздей, топоров, лопат, лампочек). Ученик должен разложить карточки в два столбика: много-мало, сопровождая действия словами.
Аналогичная работа с понятиями «один-несколько».
«Продукты питания»:
№ 72 Игра «Разложи по полкам»
У каждого ребёнка альбомный лист, разделённый посередине линией по горизонтали (это «верхняя» и «нижняя» полки для хранения продуктов питания) и набор предметных картинок с изображением продуктов питания (молочных и мучных). Ученик должен разложить молочные продукты на «верхнюю полку», а мучные – на «нижнюю».
№ 73 Игра «Возьми столько, сколько я назвала»
Перед каждым ребёнком стоят тарелочки с горошинами и с фасолью. Учитель называет количество горошин или фасолин, а учащиеся должны взять нужное количество соответствующего продукта и сказать, сколько и чего он взял.
«Посуда»:
№ 74 Игра «Сколько чего?»:
У каждого ученика мешочек с предметами игрушечной посуды (например: 1 ложка, 2 вилки. 3 тарелки, 4 чашки)
-Достаньте из мешочка все вилки (тарелки, чашки). Сколько вилок вы достали?
№ 75 Игра «Сложи чашку» (тарелку, сковородку)
У детей на партах разрезные картинки (от 2 до 6 частей) различной посуды. Нужно собрать правильно и назвать, что получилось.
«Мебель»:
№ 76 Игра «Назови предмет»
1. Назови одноимённые предметы, разные по высоте, в классе (стол учителя и стол компьютерный; стул учителя и стул детский), на улице (машины, здания, деревья).
2. Назови предметы, разные по высоте в классе (стул ниже стола, шкаф выше стола), на улице (новый дом выше магазина, куст ниже дерева).
№ 77 Игра «Далеко, близко»
-Назовите предметы мебели, которые находятся далеко от вас. Назовите предметы мебели, которые находятся близко от вас.
-Далеко или близко от вас находится шкаф (стол учителя, стул, доска)? Слово близко можно заменить словом «около».
-Какие предметы мебели находятся около вас? Слова «близко» и «около» можно заменить словом «рядом».
-Какие предметы мебели находятся рядом с вами?
«Одежда»:
№ 78 Игра «Назови предмет»
Учащиеся должны назвать разноимённые предметы, разные по длине. (Шорты короче брюк, пальто длиннее куртки, футболка короче платья)
№ 79 Игра «Который по счёту»
На доске выставлены картинки с изображением предметов одежды: платье, брюки, юбка, кофта, рубашка.
-Которое по счёту платье? (кофта, рубашка и т.д.)
-На каком месте юбка? (брюки, платье и т.д.)
|
|
№ 80 Игра «Положи столько же»
У каждого учащегося «Чудесный мешочек» с цифрами от 1 до 5 и набор картинок с изображением предметов одежды.
- Достань с закрытыми глазами какую-то цифру, назови её и отсчитай с закрытыми глазами соответствующее количество карточек с предметами одежды.
«Домашние животные»:
№ 81 Игра «У кого какой длины хвост?»
На доске картинки с изображением домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, кролик, свинья. Дети сравнивают хвосты по длине: «У коровы длинный хвост, а у козы – короткий. У коровы хвост длиннее, чем у козы. У козы хвост короче, чем у коровы.
№ 82 Игра «Внутри, снаружи»
Игра с фигурками домашних животных и их жилищами. Участок на полу или на ковре огорожен «забором» из строительного материала. Внутри «забора»: собака – около будки, кошка – в доме, свинья – в свинарнике, корова и коза – рядом с сараем.
-Где находится собака? Где находится кошка? И т.д.
-Где находятся все домашние животные?
«Дикие животные»:
№ 83 Игра «В гостях у белочки»
На доске сюжетная картинка (ствол дерева с дуплом, слева от дупла ветка с четырьмя сучками). Рядом картинки «вразброс»: 3 гриба, 1 гриб, и белка.
-Мы идём в гости к белочке. Нужно подарить ей столько грибов, сколько сучков на ветке у её дупла. Сколько сучков?
-Сколько грибов нужно подарить белочке?
-Сколько у нас грибов? (3 и 1)
-Как получить 4?
-Среди карточек с разным количеством грибов: 2, 4, 3, 1 нужно выбрать карточку с таким количеством грибов, которой можно заменить эти две карточки (3 гриба и 1 гриб).
№ 84 Игра «Отсчитай столько же»
У каждого ребёнка по несколько (больше 5 шт.) карточек с изображением диких животных.
Учитель показывает цифры от 1 до 5 вразброс и говорит: «Отсчитай столько карточек с изображением диких животных, сколько показывает цифра».
«Новый год»:
№ 85 Игра «Скажи, сколько чего»
Каждый учащийся получает карточку с изображением 1, 2, 3, 4 новогодних игрушек (сосульки, шары, хлопушки, шишки). Он должен назвать, сколько и каких игрушек изображено.
|
|
-Как можно, одним словом назвать эти предметы?
№ 86 Игра «У кого столько же?»
У каждого учащегося ёлочка с двумя видами игрушек в количестве, большем (меньшем) на 1. Детям предлагается оставить на ёлочке один вид игрушек. Учитель показывает карточку с цифрой от 1 до 4, а ученики, у которых такое же количество игрушек на ёлке, должны поднять свои ёлочки.
«Транспорт»:
№ 87 Игра «Гаражи и автомобили»
Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением 4 гаражей, а дети на партах выкладывают квадратики, заменяющие гаражи. На доске напротив каждого гаража выставляется по картинке с изображением машины. Ученики напротив квадратиков раскладывают кружки.
-Сколько гаражей?
-Сколько машин?
-Как сказать по-другому? (одинаково, поровну) Во дворе поставили ещё один гараж.
(соответствующие действия на доске и на партах)
-На сколько увеличилось число гаражей? Сколько их стало?
-Чего больше (меньше)? На сколько?
-Для всех ли гаражей есть автомобили?
-Как сделать поровну? (выполняется действие)
-Сколько у нас гаражей?
-Сколько стало машин?
-Как получили число 5?
№ 88 Игра «Водители и автобусы»
Учитель прикрепляет на доску картинки с изображением автобусов, напротив каждого автобуса выставляется фигурка водителя. Учащиеся на партах выполняют соответствующие действия с геометрическими фигурами.
-Во всех ли автобусах есть водители?
-Сколько автобусов? Сколько водителей?
-По сколько автобусов и водителей?
-Как сказать по-другому? (поровну, одинаково, столько же)
-Из ремонта вышел один автобус. (Выполняется действие)
-На сколько увеличилось количество автобусов? Сколько их стало?
-Чего или кого больше? Меньше? На сколько?
-Во всех автобусах есть водители?
-Как сделать поровну?
«Профессии»:
№ 89 Игра «Назови предметы, необходимые для работы человеку указанной профессии»
Ученики раскладывают предметы: «Один предмет – водителю (автобус), два предмета – учителю (учебник, указка), три предмета – врачу (бинт, шприц, лекарства)
№ 90 Игра «Найди пару предметов»
У каждого ученика в конверте по 4 карточки с изображением предметов (от 1 до 5), необходимых для работы человеку какой-либо профессии (например: одна тарелка; кастрюля и поварёшка; чашка, блюдце, стакан; ложка, вилка, миска, поднос и т.д.) Нужно выбрать карточку с изображением кастрюли и поварёшки и сказать: «Кастрюля и поварёшка – это пара предметов, необходимых повару для работы»
«23 февраля»:
№ 91 Игра «Сосчитай и назови военную технику»
На доске картинки: одна пушка, один пулемёт, три самолёта, два корабля, четыре танка, пять вертолётов. Каждый ученик должен назвать количество предметов военной техники, согласовывая числительное с существительным.
«Зима»:
№ 92 Игра «Снежки»
Учитель даёт задание:
-Слепи и брось столько снежков, сколько ударов в бубен ты услышишь;
сколько хлопков в ладоши услышишь.
№ 93 Игра «Назови приметы зимы»
На доске картинки (1 Солнце, 2 дерева, 3 птицы, 4 кормушки, 5 сугробов). Каждый учащийся должен назвать одну из примет зимы, согласовывая существительное с числительным.
«Весна»:
№ 94 Игра «Сделай столько же»
Учитель показывает картинки с признаками весны: 1 Солнце, 2 подснежника, 3 скворечника, 4 дерева.
Учащимся даётся задание: «Подпрыгните на месте (на правой ноге, на левой ноге) или хлопните в ладоши столько раз, сколько предметов на картинке».
№ 95 Игра «Назови приметы весны»
На доске картинки: 1 Солнце, 4 дерева, 5 птиц, 2 скворечника, 3 гнезда, 6 цветов, 7 сосулек. Каждый учащийся должен назвать одну из примет весны, согласовывая числительное с существительным.
«8 Марта»:
№ 96 Игра «Сложи цветок»
У детей разрезанные на 2-6 частей весенние цветы: тюльпаны, мимоза, ландыши, подснежники.
-Сложите цветы в подарок маме.
-Чем похожи все эти цветы?
-Чем отличаются ландыши и тюльпаны? Мимоза и тюльпаны? Подснежники и ландыши?
«Птицы»:
№ 97 Игра «Не ошибись»
На доске выставлены цифры от 1 до 9, рядом стоит «волшебный сундучок», в котором лежат картинки с изображением разного количества (от 1 до 9) птиц. Дети по очереди подходят к сундучку, с закрытыми глазами достают картинку и ставят её под соответствующую цифру на доске. Остальные дети проверяют.
№ 98 Игра «Сделай столько же»
-Подпрыгни столько раз, сколько раз услышишь голос вороны, петуха.
-Подними руки вверх столько раз, сколько птиц нарисовано на карточке.
«Дом, улица, город»:
№ 99 Игра «Строим дома на улице»
В коробке у доски домики с номерами от 1 до 10.
Каждый учащийся с закрытыми глазами достаёт из коробки домик, называет его номер и ставит вдоль схематичного изображения улицы.
-Назовите номер дома, с которого начинается улица.
-Назовите номер дома, которым заканчивается улица.
№ 100 Игра «Посмотри и повтори на 1 больше»
Учитель выставляет на доску определённое количество домиков, детям нужно у себя на партах выложить квадратиков на 1 больше.
«Комнатные растения»:
№ 101 Игра «В какой руке сколько»
У учителя 5 листочков какого-нибудь комнатного растения.
-Сколько у меня листочков?
Учитель произвольно делит эти листочки на две группы: в правой и левой руке.
-Сколько листочков в правой руке?
-Сколько листочков должно быть в левой руке? И т.д.
«Рыбы»:
№ 102 Игра «Скажи правильно»
На доске картинки: 1 карась, 3 щуки, 2 сома, 6 золотых рыбок, 5 лещей, 4 карпа, 7 окуней, 9 судаков, 8 бычков. Каждый учащийся должен назвать рыбу, согласовывая существительное с числительным и прикрепить картинку под соответствующую цифру на доске.
«День Победы»:
№ 103 Игра «Военный парад»
У каждого ребёнка картинки с военной техникой.
-На парад вышли 5 танков, а пушек на 1 больше. (Выполняется действие с картинками)
-Сколько пушек вышло на парад?
-В воздух взлетели 7 самолётов, а вертолётов на 1 меньше. (Выполняется действие)
-Сколько взлетело вертолётов? И т.д.
«Насекомые»:
№ 104 Игра «Найди на 1 меньше»
Используются карточки с изображением насекомых.
Учитель показывает карточку с изображением, например, 6 жуков, а дети должны показать цифру 5 из своих наборов.
«Цветы»:
№ 105 Игра «Посчитай»
На доске карточки с изображением 10 разных весенних цветов, за каждым цветком – карточка с порядковым номером.
Учитель указывает на два любых цветка, например, на пятый и десятый. Один ученик считает: 5, 6, 7, 8, 9, 10. Другой ученик считает: 10, 9, 8, 7, 6, 5.
-Который по счёту тюльпан? Одуванчик? И т.д.