Прочитайте текст и выполните задания № 5 - 6

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учебный год

Класс

ЗАДАНИЯ

1. Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг. Запишите исправленный вариант.

2.   В некоторых из приведенных ниже слов можно выделить древние приставки:

Пасынок, паводок, паста, падчерица, палтус, сугроб, сумятица, суета, сурепка, супостат.

 

В каких? Выделите в выписанных словах исторический корень, запишите родственные слова.

 

3.  Прочитайте предложения со словом вздор:

1. «В Египте народ гораздо нечист, и всякой вздор на улицу бросают» (Ф. Эмин, 1741 г.).

2. «... я решился на крыльце устроить такую же колокольню. Из чего она состояла? Из разбитых бутылок, разных черепков, гвоздей, пуговиц и всякого звенящего вздора» (Русск. архив, 1879, с. 383—384).

3. « О дна … на здоровье, другая на веселье, третья на вздор »

(В.И. Даль).

4. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает      Митрофанушка (Д. И. Фонвизин. Недоросль. 1782 г.).

 

Определите значение слова вздор в каждом из примеров.

Какое значение слова является первичным? Определите этимологию слова.

4. Познакомьтесь со словарной статьей:

 

 

Как Вы думаете, из какого словаря взята данная статья?

Кратко охарактеризуйте названный словарь. Какой другой широко известный словарь составлен подобным образом?

Прочитайте текст и выполните задания № 5 - 6

Прочитайте фрагмент «Письма другу, жительствующему в Тобольске» (А.Н. Радищев, 1790 г.)

В день назначенный для торжества, вовтором уже часу пополудни, толпы народа стекалися к тому месту где зреть желали лице обновителя своего и просветителя. Полки Гвардии Преображенский и Семеновский, бывшие некогда сотоварищи опасностей Петровых и его побед, так же и другие Полки Гвардии тут бывшие, под предводительством начальников своих окружили места позорища, Артиллерия, Кирасирской Новотроицкой Полк и Киевской пехотной заняли места наблиз лежащих улицах. Все было готово, тысящи зрителей назделанных для того возвышениях и толпа народа разсеяннаго повсем близ лежащим местам и кровлям ожидали с нетерпением зрети образ того, котораго предки их в живых ненавидели, а посмерти оплакивали.

5. Отметьте как можно больше языковых фактов написания слов (сочетаний слов), отличных от современной нормы русского языка.

6. Какие факты орфографии и расстановки знаков препинания подтверждают, что в ХVIII век - период, когда литературная русская норма в самых разных отношениях (орфография, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация) не устоялась?

Расставьте недостающие знаки препинания в тексте А.Н. Радищева, соблюдая все современные нормы пунктуации.

                                              

7. Перед вами три коротких произведения Дмитрия Авалиани.

Те - у кровати, та - воркует,

те - загудят от яду газет.

Сор повис у роз,

о Руси вопрос.

Дорого небо, да надобен огород.

Что роднит эти произведения? Дайте определение термину.

8. Восстановите исходную форму цитаты, которая обыгрывается в газетном заголовке. Укажите автора и произведение.

 

1. Крабовый корпус.

2. Я бы в брокеры пошёл.

3. Луч света в сером царстве.

4. Хождение по внукам.

5. Тела давно минувших дней.

 

 

9. Дайте толкование неспециальным значениям, которые появились у компьютерных сочетаний и стали употребляться в качестве идиом в разговорной речи

 

  включи компьютер

 

диск отформатировать

по умолчанию

ты что, картриджа объелся?!

файлы не сошлись

 

10. Даны следующие предложения со словом КАК:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании

 


 

11. Перед вами фрагменты литературных произведений, в каждом из которых пропущена одна из старинных мер длины: фут,дюйм,пядь,аршин,верста,сажень,вершок.

1. С каждой минутой вода подбиралась

 

К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше _________________ земли в ширину, Меньше сажени в длину.

Н.А.Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»

 

 

2. Приготовлений, впрочем, было немного... Во-первых, надо было петлю сделать и к пальто пришить, – дело минуты. Он полез под подушку и отыскал в напиханном под неё белье одну, совершенно развалившуюся, старую, немытую свою рубашку. Из лохмотьев её он выдрал тесьму, в _________________ шириной и _________________ в восемь длиной...Что же касается петли, то это была очень ловкая его собственная выдумка: петля назначалась для топора.

 

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

3. Кто из моих людей смеет обижать сироту?.. Будь он семи

 

____________________ во лбу, а от суда моего не уйдёт...

 

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

4. Ни время, ни расстояние не дозволяли тульским мастерам сходить в три недели пешком в Киев да ещё потом успеть сделать посрамительную для аглицкой нации работу. Лучше бы они могли сходить помолиться в Москву,

до которой всего «два девяносто _______________________________», а святых угодников и там почивает немало. А в другую сторону, до Орла, такие же «два девяносто», да за Орёл до Киева снова ещё добрых пятьсот

__________________________.

Н.С. Лесков, «Левша»

5. Знаете ли вы, что такое грот-мачта и что ведёт за собой её падение? Гротмачта - это бревно, __________________________ во сто длины и до 800 пуд весом, которое держится протянутыми с вершины её к сеткам толстыми смолёными канатами, или вантами.

                                      И.А. Гончаров, Путевые очерки. Фрегат «Паллада»

6. Сорок медведей поддел на рогатину – На сорок первом сплошал!

 

Росту большого, рука что железная,

         Плечи - косая ______________________...

Н.А. Некрасов, «В деревне»

7. Она была маленькая-маленькая, всего в __________________ ростом...

Г.Х. Андерсен, «Дюймовочка»

Впишите указанные меры длины в приведённые отрывки.

 

Определите, какие из слов, обозначающих меры длины, являются исконно русскими словами, какие - заимствованными. На основании чего был сделан такой вывод? Приведите историко-этимологический комментарий к заимствованным словам.

 

12. Переведите текст с древнерусского языка на современный русский язык.

Ответьте на вопросы.

1. Как называется произведение, предложения из разных версий которого объединены в данном тексте?

2. Выпишите слово с Кси.

3. От какого слова образовано древнерусское прилагательное южьская?

4. Приведите пример современного прилагательного с такой же особенностью в корне, как и у слова «южьская».

5. Словосочетание частиРимскiя – в данном отрывке не означает того, что столицей страны является Рим. А что оно выражает?

6. Сделайте морфологический разбор слова «поплѣню».







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: