Вопросы семинарского занятия

Тема № 2

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Лекционное занятие – 2 часа,

Семинарское занятие – 2 часа.

Выдержка из рабочей учебной программы дисциплины.

 

Понятие и значение принципов уголовного процесса. Принципы уголовно-процессуальной деятельности нормы-принципы: понятие и система. Характеристика отдельных принципов. Виды уголовного преследования. Назначение уголовного судопроизводства.

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.

ОК-9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК-2.1. Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств и документов.

ПК-2.2. Осуществлять оформление дел, назначенных к судебному разбирательству..

Вопросы темы и формируемые компетенции

№ п/п Вопросы Код компетенции (части) компетенции
1. Понятие и значение принципов уголовного процесса. Принципы УПД и нормы-принципы: понятие и система. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
2. Назначение уголовного судопроизводства. Цель и задачи уголовного процесса. Принцип социальной справедливости уголовного процесса. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
3. Разумный срок уголовного судопроизводства. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
4. Законность. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
5. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
6. Уважение чести и достоинства личности. Неприкосновенность личности. Охрана прав и свобод граждан в уголовном процессе. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
7. Неприкосновенность жилища. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
8. Презумпция невиновности. Состязательность сторон. Обеспечения подозреваемому обвиняемому права на защиту. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
9. Свобода оценки доказательств. Язык уголовного судопроизводства. Право на обжалование процессуальных действий и решений. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
10. Виды уголовного преследования. Принцип публичности уголовного процесса ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7

Цель семинарского занятия:

- сформировать у студента знания о понятии, сущности, значении и признаках принципов современного уголовного судопроизводства России.

- сформировать у студента знания о доктринальной и законодательной системе принципов современного уголовного судопроизводства России, механизме их реализации в современных условиях уголовного судопроизводства.

 

Задачи семинарского занятия:

– обучающиеся должны знать понятие и признаки принципа уголовного процесса.

– обучающиеся должны знать сущность и социальное назначение принципов в системе уголовного судопроизводства

– обучающиеся должны знать понятие системы принципов уголовного процесса.

– обучающиеся должны знать значение системы принципов уголовного процесса, их разработки и внедрения в правосознание.

– обучающиеся должны знать характеристику принципов уголовного процесса (доктринальный и законодательный подход).

– обучающиеся должны знать механизм регулятивного воздействия системы принципов уголовного процесса.

– – обучающиеся должны знать назначение уголовного судопроизводства; цели и задачи уголовного процесса.

– обучающиеся должны знать понятие и виды уголовного преследования.

 

Вопросы семинарского занятия.

1.Понятие и значение принципов уголовного процесса. Принципы уголовно-процессуальной деятельности и нормы-принципы: понятие и система.

2.Назначение уголовного судопроизводства. Цель и задачи уголовного процесса. Принцип социальной справедливости уголовного процесса.

3.Принцип разумного срока уголовного судопроизводства.

4.Принцип законности уголовного судопроизводства.

5.Принцип осуществления правосудия только судом. Принцип независимости судей.

6.Принцип уважения чести и достоинства личности. Принцип неприкосновенность личности. Принцип охраны прав и свобод граждан в уголовном процессе.

7.Принцип неприкосновенности жилища. Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

8.Принцип презумпции невиновности. Принцип состязательности сторон. Принцип обеспечения подозреваемому обвиняемому права на защиту.

9.Принцип свободы оценки доказательств. Принцип языка уголовного судопроизводства. Право на обжалование процессуальных действий и решений.

10. Виды уголовного преследования.

Темы докладов:

1. Принципы уголовного процесса и современное мировоззрение на уголовный процесс: проблемы взаимообусловленности.

2. Конкуренция принципов современного уголовного процесса России между собой и с принципами других отраслей правоохранительной деятельности: проблемы ее преодоления на законодательном, доктринальном, правоприменительном уровнях.

3. Идеологические основы современной системы принципов УСП России.

4. Ключевые этапы развития учения о принципах отечественного уголовного процесса.

5. Доктринальная система принципов УСП России: перечень, суть, содержание (по инициативному выбору обучающегося раскрыть систему принципов какого-либо ученого, например проф. В.Т. Томин, проф. А.С. Александров и др.).

6. Нормативные системы принципов УСП зарубежных стран (по выбору обучающегося).

 

ВНИМАНИЕ!!! ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИСУСТВУЮТ НА СЕМИНАРСКОМ ЗАНЯТИИ (решить задания подробно в письменном виде и направить преподавателю на почту tanya.stukalova.2002@mail.ru для проверки и выставления оценки в журнал).

Задача 1. Задание 5. Во время морского круиза на теплоходе «Весна», приписанном к Волжскому речному пароходству, произошла драка между пассажирами. Во время драки пассажир Вихров убил гр. Хамова, а сам получил тяжкие телесные повреждения. Капитан теплохода Громов, принимая во внимание, что до ближайшего российского порта судно будет следовать не менее двух недель, а также руководствуясь УПК РФ, самостоятельно возбудил уголовное дело и произвел неотложные следственные действия, о чем через средства радиосвязи сообщил руководству пароходства и соответствующему транспортному прокурору.

Через три дня после начала предварительного расследования Вихров обратился к капитану с ходатайством, в котором просил немедленно организовать судебное разбирательство по факту убийства, поскольку он чувствует, что часы его жизни сочтены; он полностью признает свою вину и, являясь глубоко верующим человеком, хочет покинуть этот мир, будучи справедливо осужденным или оправданным.

Капитан отказал в удовлетворении этого ходатайства, но при этом пообещал что-нибудь придумать, дабы не нарушить традиции исполнения последней воли умирающего. К вечеру того же дня капитан отыскал среди пассажиров теплохода судью областного суда (в отпуске) и попросил его осуществить правосудие по данному делу, подчеркнув, что все необходимые согласования на самом высоком (в том числе судейском) уровне он берет на себя. Судья, признав доводы капитана убедительными, согласился.

Для большей официальности и усиления гарантий правосудности приговора судья отобрал из числа пассажиров 8 присяжных заседателей, а также попросил капитана выступить в роли секретаря судебного заседания.

Судебное разбирательство было проведено открыто – в конференц-зале судна, с соблюдением всех правил УПК РФ. В итоге оно завершилось вынесением обвинительного приговора, который согласились подписать все присяжные. В своем последнем слове стремительно теряющий силы Вихров (он был доставлен в зал на специальных носилках) поблагодарил судью за то, что его не лишили права на справедливое правосудие и дея-тельное раскаяние.

Вопросы: Определите, будет ли в данном случае нарушен принцип осуществле-ния правосудия только судом? Имеются ли исключения из этого принципа ввиду экстраординарных обстоятельств? Какие варианты правомерного поведения в данной ситуации есть у капитана морского судна? Какие еще из принципов процесса могут быть применены к данному судеб-ному заседанию для обоснования его законности?

 

Задача 2. Сопоставьте систему принципов, данную в главе 2-й УПК РФ (2001 г.) с системой принципов, изложенной в УПК РСФСР (1960 г.). Результаты (указанного) анализа оформите в виде сопоставительной таблицы, указав, какие из принципов сохранили свое место в состязательном процессе, какие исключены законодателем, какие являются новыми по форме и содержанию.

 

Задача 3. Гр. Н. проживал в общежитии завода им. Фрунзе. Комендант общежития вместе со слесарем Б., в отсутствие Н., осмотрел его комнату и обнаружил несколько ампул морфина, шприцы в упаковке, мешочек с маковой соломкой. Составив акт, который подписали слесарь Б. и дежурный вахтер С., комендант вызвал сотрудников полиции, которые, по возвращении Н., задержали его и доставили к дежурному следователю.

Вопросы: Какие принципы уголовного судопроизводства нарушены?

Задача 4. Дело в отношении гр. Н. было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей. Мужчина был признан виновным в совершении преступления и осужден. Адвокат, согласовав свою позицию с Н., внес апелляционную жалобу в Верховный Суд РФ с просьбой об отмене приговора, т. к., по его мнению, в нарушение положений ст. 8 УПК РФ Н. был признан виновным не приговором суда, а вердиктом присяжных.

Вопросы: Дайте правовую оценку обоснованности жалобы; проанализируйте ситуацию на предмет возможного нарушения принципов уголовного судопроизводства и примите соответствующее судебное решение.

 

Задача 5. Следователь, получив оперативную информацию о том, что потерпевшему Дорохову угрожают убийством, в качестве меры безопасности установил контроль и запись телефонных переговоров с данным лицом без судебного решения.

Вопросы: Нарушены какие-либо принципы уголовного судопроизводства?

 

Задача 6. В ходе производства по делу обвиняемый Гасанов после того, как ему было разъяснено право дать объяснения на родном языке, заявил, что готов общаться с органами расследования на русском языке, если это его решение будет учтено как помощь следствию в установлении обстоятельств дела. Следователь сказал, что это обязательно будет учтено в рамках общего принципа законности.

При ознакомлении с итоговым обвинительным заключением Гасанов попросил следователя переквалифицировать его преступление на более мягкое, поскольку оценка обстоятельств дела, по мнению обвиняемого, это вполне позволяла. При этом Гасанов напомнил следователю, что тот обещал «вознаградить» обвиняемого за отказ его от права общаться с органа-ми расследования на родном языке и за «ускорение» процесса расследования. Следователь сказал, что это не повод для переквалификации и что свои обещания он давно выполнил, заключив обвиняемого под домашний арест, а не поместив его в СИЗО.

После подобного объяснения обвиняемый Гасанов потребовал начать расследование по делу заново и заявил, что он будет в ходе этого нового расследования использовать принцип родного языка, а переводчика выбе-рет сам, но платить за его услуги будет следователь.

Вопросы: Определите, какое решение надлежит принять в данной ситуации следователю? Имеет ли обвиняемый право на реализацию принципа «языка судопроизводства» на любой стадии процесса? Каким образом можно законно противодействовать злоупотреблению правом на родной (или удобный) язык общения в рамках уголовного судопроизводства?

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие признаки составляют дефиницию принципов уголовного процесса?

2. Каково соотношение системы законодательных и системы доктринальных (научных) принципов (по В.Т. Томину) уголовного процесса?

3. В чем заключается содержание принципа законности?

4. В чем заключается содержание принципа презумпции невиновности?

5. В чем заключается содержание принципа неприкосновенности личности?

6. В чем заключается содержание принципа уважение чести и достоинства личности?

7. В чем заключается содержание принципа разумного срока уголовного судопроизводства?

8. В чем заключается содержание принципа объективной истины?

9. В чем заключается содержание принципа публичности (официальности) уголовного судопроизводства?

10. В чем заключается содержание принципа разделения уголовно-процессуальных функций?

11. Каково соотношение законодательного принципа состязательности сторон и доктринального (научного) принципа разделения уголовно-процессуальных функций?

12. В чем заключается значение принципов для законодателя, правоприменителя и обывателя?

 

Дополнительная литература:

1. Александров А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. – Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1997.

2. Алиев Т.Т., Громов Н.А. Основные начала уголовного судопроизводства. – М.: «Книга сервис», 2003.

3. Алиев Т.Т., Громов Н.А., Зейналова Л.М., Лукичев Н.А. Состязательность и равноправие сторон в уголовном судопроизводстве: Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2003.

4. Барабаш А.С. Публичное начало российского уголовного процесса. – СПб, Издательство Р. Асланова «Юридический цент Пресс», 2009.

5. Галоганов Е.А. Реализация в деятельности адвоката принципа состязательности уголовного судопроизводства в Российской Федерации. – М.: Юркомпани, 2011.

6. Иванов В.В., Лазарева В.А., Утарбаев А.К. Защита личности в уголовном процессе России. Учебное пособие для магистров. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

7. Митрофанова Е.В., Тумашов С.А. Действие принципа состязательности сторон на досудебных стадиях уголовного процесса: Монография. – Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007.

8. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

9. Нафикова Г.А. Механизм реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. – М.: Юрлитинформ, 2012.

10. Рябцева Е.В. Принцип разумности в уголовном процессе России. – М.: Юрлитинформ, 2011.

11. Томин В.Т. Принципы отечественного уголовного процесса как отрасли государственной деятельности: понятие, значение и система; доктринальные подходы и законодательство: Лекция-монография. – Н. Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2007.

12. Федулов А.В. Реализация принципа публичности (офицальности) в современном уголовном судопроизводстве России – Н. Новгород: НА МВД РФ, 2004.

13. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский Уголовный процесс. краткий курс: пособие 2-е изд. - спб.: питер, 2009. - 304с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: