Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые

Всероссийская олимпиада школьников 2019.

Школьный этап. Экология.

Классы

Продолжительность олимпиады 1,5 часа

 


1. Экология – наука, изучающая:

а) влияние загрязнений на окружающую среду;

б) влияние загрязнений на здоровье человека;

в) влияние деятельности человека на окружающую среду;

г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.

 

2. Территория, занимаемая популяцией, называется:

а) пространством;

б) зоной;

в) ареалом;

г) участком.

 

3. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры, нельзя отнести

а) карликовую березу;

б) голубику;

в) морошку;

г) волчье лыко.

 

4. Сигналом к сезонным изменениям для животных и растений является

а) температура;

б) длина светового дня;

в) количество пищи;

г) влажность.

 

5. К числу видов гелиофитов нельзя отнести

а) сосну обыкновенную;

б) лиственницу;

в) ель обыкновенную;

г) дуб черешчатый.

 

6. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут:

а) перья прилипнут к телу; оно приобретает более обтекаемую форму, поэтому птица будет затрачивать меньше энергии при полете;

б) мазут неприятен на вкус; хищники перестанут охотиться за птицами, поэтому их численность увеличится;

в) перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от переохлаждения;

г) свойства оперения практически не изменятся.

 

7. Среди перечисленных экосистем естественным биоценозом не является:

а) лес;

б) болото;

в) сад;

г) луг.

 

8. Бентосом называют совокупность организмов, обитающих:

а) в толще водоема;

б) в береговой зоне;

в) на дне водоема;

г) на морском острове.

 

9. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:

а) лианы;

б) суккуленты;

в) кустарники;

г) стланики.

 

10. Эталонами естественной природной среды являются:

а) заказники;

б) национальные природные парки;

в) заповедники;

г) памятники природы.

 

11. Экологическую нишу растения можно установить по:

а) жизненной форме;

б) величине;

в) числу побегов;

г) местообитанию.

 

12. Рельеф, климат, вода, почва, воздух относятся к:

а) биотическим факторам;

б) абиотическим факторам;

в) антропогенным факторам;

г) эдафическим факторам.

 

13. Экологически чистые источники энергии:

а) тепловые электростанции;

б) дизельные двигатели;

в) атомные электростанции;

г) солнечные батареи.

 

14. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:

а) световой энергии;

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) солености.

 

15. Существующие среды обитания организмов:

а) водная среда;

б) почвенная;

в) морская;

г) наземно-воздушная.


Исключите неверный ответ.

 

16. К естественной экосистеме относится:

а) посадка сосны;

б) поле пшеницы;

в) водохранилище;

г) болото.

 

17. Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых:

а) фитонциды;

б) гербициды;

в) инсектициды;

г) репелленты.

 

18. К антропогенному загрязнению атмосферного воздуха относится:

а) вулканическая деятельность;

б) ветровая эрозия;

в) дым от ТЭЦ;

г) массовое цветение растений.

 

19. Организмы, не нуждающиеся в готовых органических соединениях другого организма:

а) синантропы;

б) автотрофы;

в) консументы;

г) гетеротрофы.

 

20. Обычный для животных путь приспособления к неблагоприятным периодам:

а) миграция;

б) интродукция;

в) ароморфоз;

г) конкуренция.

 

21. За какой ресурс могут конкурировать шмель и пчела:

а) семена пшеницы;

б) ионы калия;

в) вода;

г) нектар.

 

22. Какой компонент экосистемы нельзя отнести ни к живым, ни к неживым условиям среды?

а) вода;

б) углекислый газ;

в) почва;

г) кислород.

 

23. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда

а) консумент;

б) конкурент;

в) редуцент;

г) продуцент.

 

24. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами это:

а) сжигание;

б) закапывание;

в) хранение в контейнерах;

г) утилизация.

 

25. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:

а) угарного газа;

б) углекислого газ;

в) сернистого газа;

г) аэрозолей.

 

26. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:

а) транспорт;

б) сельское хозяйство;

в) вулканы и гейзеры;

г) промышленность.

 

27. Основоположником учения о биосфере является:

а) И.И. Мечников;

б) Ю. Либих;

в) В.Н. Сукачев;

г) В.И. Вернадский.

 

28. Самым крупным потребителем воды в России является:

а) сельское хозяйство;

б) тяжёлая промышленность;

в) жилищно-коммунальное хозяйство;

 

г) лёгкая промышленность.

 

29. Началом пищевой цепи в водных экосистемах являются:

а) рыбы;

б) икра рыб;

в) планктон;

г) мальки рыб.

 

30. Биоиндикатор чистой воды:

а) роголистник;

б) ряска;

в) рдест;

г) водокрас.

31. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов использует другой в своих целях, нанося ему вред, но не убивая его, называет:

а) конкуренция;

б) паразитизмом;

в) хищничество;

г) мутуализм.

 

32. Обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения организмов разных видов называют:

а) конкуренция;

б) симбиоз;

в) хищничество;

г) мутуализм.

 

33. Примером отношений типа «хищник – жертва» не являются пары:

а) щука - карась;

б) лев - зебра;

в) пресноводная амеба - бактерия;

г) шакал – гриф.

 

34. Водный организм, процеживающий через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей, называют

а) собиратель;

б) паразит;

в) хищник;

г) фильтратор.

 

35. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

а) зеленых растений;

б) консументов;

в) остатков организмов;

г) жвачных животных.

 

36. Воздушная, водная и твердая среда обитания входят в группу:

а) абиотических компонентов экосистемы;

б) биотических компонентов экосистемы;

в) антропогенных компонентов экосистемы;

г) климатических компонентов экосистемы.

 

 



Экологическая задача

Задача 1.

Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?

Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные обоснования. Объясните свой выбор

 

1) шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений,

2) грибы используются для пищи человеком;

3) плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных,;

4) грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;

5) паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;

6) грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;

7) грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза

Задача 2.

Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.

Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор

Варианты:

1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;

2) численность насекомоопыляемых растений резко сократится,

3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;

4) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),

5) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;

6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания. 

Задача 3.

Укажите категорию особо охраняемой природной территории, о которой идет речь: «Эти территории сочетают охрану природной среды и частичное использование ее для познавательного отдыха населения и туризма». Объясните свой ответ.

А) заповедник

Б) заказник

В) национальный парк

 

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 55  балла.

 

 

Бланк ответов к заданиям по экологии для 7-8 классов

школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

 

 

Ответ Ответ
1   17  
2   18  
3   19  
4   20  
5   21  
6   22  
7   23  
8   24  
9   25  
10   26  
11   27  
12   28  
13   29  
14   30  
15   31  
16   32  
    33  
    34  
    35  
    36  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: