Всероссийская олимпиада школьников 2019.
Школьный этап. Экология.
Классы
Продолжительность олимпиады 1,5 часа
1. Экология – наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние деятельности человека на окружающую среду;
г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.
2. Территория, занимаемая популяцией, называется:
а) пространством;
б) зоной;
в) ареалом;
г) участком.
3. К числу видов, встречающихся в экосистемах тундры, нельзя отнести
а) карликовую березу;
б) голубику;
в) морошку;
г) волчье лыко.
4. Сигналом к сезонным изменениям для животных и растений является
а) температура;
б) длина светового дня;
в) количество пищи;
г) влажность.
5. К числу видов гелиофитов нельзя отнести
а) сосну обыкновенную;
б) лиственницу;
в) ель обыкновенную;
г) дуб черешчатый.
6. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут:
а) перья прилипнут к телу; оно приобретает более обтекаемую форму, поэтому птица будет затрачивать меньше энергии при полете;
б) мазут неприятен на вкус; хищники перестанут охотиться за птицами, поэтому их численность увеличится;
в) перья и пух слипнутся, вода будет легко проникать к коже, птицы погибнут от переохлаждения;
г) свойства оперения практически не изменятся.
7. Среди перечисленных экосистем естественным биоценозом не является:
а) лес;
б) болото;
в) сад;
г) луг.
8. Бентосом называют совокупность организмов, обитающих:
а) в толще водоема;
б) в береговой зоне;
в) на дне водоема;
г) на морском острове.
9. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности является такая жизненная форма растений, как:
а) лианы;
б) суккуленты;
в) кустарники;
г) стланики.
10. Эталонами естественной природной среды являются:
а) заказники;
б) национальные природные парки;
в) заповедники;
г) памятники природы.
11. Экологическую нишу растения можно установить по:
а) жизненной форме;
б) величине;
в) числу побегов;
г) местообитанию.
12. Рельеф, климат, вода, почва, воздух относятся к:
а) биотическим факторам;
б) абиотическим факторам;
в) антропогенным факторам;
г) эдафическим факторам.
13. Экологически чистые источники энергии:
а) тепловые электростанции;
б) дизельные двигатели;
в) атомные электростанции;
г) солнечные батареи.
14. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде:
а) световой энергии;
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) солености.
15. Существующие среды обитания организмов:
а) водная среда;
б) почвенная;
в) морская;
г) наземно-воздушная.
Исключите неверный ответ.
16. К естественной экосистеме относится:
а) посадка сосны;
б) поле пшеницы;
в) водохранилище;
г) болото.
17. Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насекомых:
а) фитонциды;
б) гербициды;
в) инсектициды;
г) репелленты.
18. К антропогенному загрязнению атмосферного воздуха относится:
а) вулканическая деятельность;
б) ветровая эрозия;
в) дым от ТЭЦ;
г) массовое цветение растений.
19. Организмы, не нуждающиеся в готовых органических соединениях другого организма:
а) синантропы;
б) автотрофы;
в) консументы;
г) гетеротрофы.
20. Обычный для животных путь приспособления к неблагоприятным периодам:
а) миграция;
б) интродукция;
в) ароморфоз;
г) конкуренция.
21. За какой ресурс могут конкурировать шмель и пчела:
а) семена пшеницы;
б) ионы калия;
в) вода;
г) нектар.
22. Какой компонент экосистемы нельзя отнести ни к живым, ни к неживым условиям среды?
а) вода;
б) углекислый газ;
в) почва;
г) кислород.
23. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда
а) консумент;
б) конкурент;
в) редуцент;
г) продуцент.
24. Единственный экологически оправданный способ борьбы с промышленными отходами это:
а) сжигание;
б) закапывание;
в) хранение в контейнерах;
г) утилизация.
25. Основная причина кислотных дождей – наличие в атмосфере Земли:
а) угарного газа;
б) углекислого газ;
в) сернистого газа;
г) аэрозолей.
26. К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:
а) транспорт;
б) сельское хозяйство;
в) вулканы и гейзеры;
г) промышленность.
27. Основоположником учения о биосфере является:
а) И.И. Мечников;
б) Ю. Либих;
в) В.Н. Сукачев;
г) В.И. Вернадский.
28. Самым крупным потребителем воды в России является:
а) сельское хозяйство;
б) тяжёлая промышленность;
в) жилищно-коммунальное хозяйство;
г) лёгкая промышленность.
29. Началом пищевой цепи в водных экосистемах являются:
а) рыбы;
б) икра рыб;
в) планктон;
г) мальки рыб.
30. Биоиндикатор чистой воды:
а) роголистник;
б) ряска;
в) рдест;
г) водокрас.
31. Форму взаимоотношений организмов, при которой один вид организмов использует другой в своих целях, нанося ему вред, но не убивая его, называет:
а) конкуренция;
б) паразитизмом;
в) хищничество;
г) мутуализм.
32. Обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения организмов разных видов называют:
а) конкуренция;
б) симбиоз;
в) хищничество;
г) мутуализм.
33. Примером отношений типа «хищник – жертва» не являются пары:
а) щука - карась;
б) лев - зебра;
в) пресноводная амеба - бактерия;
г) шакал – гриф.
34. Водный организм, процеживающий через себя воду с многочисленными мелкими организмами, которые служат ему пищей, называют
а) собиратель;
б) паразит;
в) хищник;
г) фильтратор.
35. Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
б) консументов;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
36. Воздушная, водная и твердая среда обитания входят в группу:
а) абиотических компонентов экосистемы;
б) биотических компонентов экосистемы;
в) антропогенных компонентов экосистемы;
г) климатических компонентов экосистемы.
Экологическая задача
Задача 1.
Почему грибы считают важным компонентом биоценоза?
Из предложенных ответов выберите 4 наиболее верные обоснования. Объясните свой выбор
1) шляпочные грибы являются симбионтами большинства высших растений,
2) грибы используются для пищи человеком;
3) плесневые грибы разрушают мертвые остатки растений и животных,;
4) грибы вместе с бактериями усваивают атмосферный азот, необходимый для питания растений;
5) паразитические грибы контролируют численность некоторых организмов в биоценозе;
6) грибы играют основную роль при образовании гумуса, что способствует лучшему развитию растений;
7) грибы являются звеном в цепях питания в структуре биоценоза
Задача 2.
Объясните, как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые.
Из предложенных ответов выберите три наиболее верных. Объясните свой выбор
Варианты:
1 произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;
2) численность насекомоопыляемых растений резко сократится,
3) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;
4) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка),
5) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы;
6) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых, заменят в пищевых цепях растительноядные животные численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания.
Задача 3.
Укажите категорию особо охраняемой природной территории, о которой идет речь: «Эти территории сочетают охрану природной среды и частичное использование ее для познавательного отдыха населения и туризма». Объясните свой ответ.
А) заповедник
Б) заказник
В) национальный парк
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное количество - 55 балла.
Бланк ответов к заданиям по экологии для 7-8 классов
школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | 17 | ||
2 | 18 | ||
3 | 19 | ||
4 | 20 | ||
5 | 21 | ||
6 | 22 | ||
7 | 23 | ||
8 | 24 | ||
9 | 25 | ||
10 | 26 | ||
11 | 27 | ||
12 | 28 | ||
13 | 29 | ||
14 | 30 | ||
15 | 31 | ||
16 | 32 | ||
33 | |||
34 | |||
35 | |||
36 |