Структура общественного сознания

Сознание и мозг

Сознание есть функция мозга общественно развитого человека. Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания. Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, правое – за образное восприятие мира. Мозг новорожденного – 350 гр., взрослого – 1300 – 1400, у некоторых людей масса мозга достигает 2 кг. Мозг вмещает 40 – 50 млрд. клеток.

Проблема соотношения сознания и мозга издавна занимала философов, психологов и физиологов. Отечественный физиолог И.П. Павлов (1849 – 1936) разработал учение о сигнальной системе. Феномены внешней среды, воспринимаемые органами чувств, играют роль сигналов, регулирующих поведение животных. Они составляют I сигнальную систему. Слова, речь – эта специфическая для человека система сигналов – составляет II сигнальную систему, надстраивающуюся над первой.

Изучая электромагнитное излучение мозга, физиологи так и не смогли получить ни одного образа, известного каждому из акта самонаблюдения. Объективные методы регистрации электромагнитной активности нервной системы, столь важные для раскрытия физиологических механизмов ее работы, ничего не дали для анализа самого сознания. Сознание оказалось таким феноменом, который в принципе недоступен физическим и физиологическим методам исследования, хотя без них невозможно изучать механизмы функционирования мозга. Однако мыслит-то не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание как субъективная реальность не менее реально, чем любые другие формы реальности. Однако главные вопросы, на которые до сих пор нет однозначного ответа, состоят в следующем: где эта реальность находится и каким должен быть язык ее описания? Сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру. Это

ü познание (соответственно, одной из форм существования сознания выступает знание);

ü практика, т.е. целенаправленная деятельность одаренного сознанием человека;

ü ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, определяемое системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

Сознание и бессознательное

Бытие сознания – это важнейшая сторона бытия человека. Но в психике человека следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого себя и своего сознания, не только его самоотраженную часть (рефлексию), но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и процессов, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются

1) сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.;

2) инстинкты, присущие человеку как биологическому существу. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут войти в сферу сознания;

3) т.н. автоматизмы, которые зарождаются с помощью сознания, а потом погружаются в сферу бессознательного. Автоматизмы – это достаточно сложные действия человека, первоначально сформировавшиеся под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер и выходят из-под контроля сознания: навыки и умения, плавание, езда на велосипеде, рутинные рудовые операции и т.п.;

4) установки и стереотипы – это состояния готовности и предрасположенности субъекта к определенной активности в определенных ситуациях.

Структуры бессознательного различаются также по степени своей близости к сознанию.

Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознанием. Подсознание включает такие психические явления и процессы, которые находятся на грани сознательного и бессознательного. Эти процессы не контролируются сознанием постоянно, но в определенных ситуациях могут (полностью или частично) войти в сферу сознания. К таким процессам относятся автоматизмы, установки, интуиция и т.п.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание (например, 25-кадр). Бессознательное и сознательное выступают двумя относительно самостоятельными сторонами единой психики человека. Между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности. Сознание, питая и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное – вторым этапом ее формирования и развития. Но с возникновением сознания бессознательное не растворяется в нем. Оно становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Поэтому бессознательное у человека и животных при общих сходных чертах обладает и существенными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется, оно становится по своей природе биосоциальным.

Структура сознания

Поскольку сознание – это сложная система, где каждый элемент самыми разнообразными способами взаимосвязан со всеми остальными, в результате чего связи между элементами имеют многоуровневый и противоречивый характер. Поэтому структурировать сознание можно разными способами, на основании различных критериев и подходов.

В литературе встречаются самые разные подходы. Мы же используем в качестве основного психологический подход (Д.О. Дубровский, А.В. Иванов, А.Г. Спиркин):

1) чувственное (сенсорное) познание:

2) рациональное познание (мышление):

3) мировоззрение:

а) опыт;

б) знания;

в) мнения и убеждения;

г) социальные нормы и принципы;

д) картина мира;

4) память – способность к хранению и воспроизведению информации;

5) воображение;

6) самосознание;

7) эмоции и чувства;

8) идеалы и ценности;

9) диспозиционный механизм, включающий мотивации, стереотипы и установки;

10) ориентационный механизм, включающий:

а) внимание – концентрация на изучении данного объекта;

б) воля – концентрация на данном действии.

Сознание нельзя сводить ни к одной из форм его существования, ни к одному из его проявлений. Сознание – это сознание человека и общества во всем богатстве его функций, во всем многообразии его проявлений, и оно может быть понято только в контексте всей человеческой культуры, всей человеческой истории.

Сознание многофункционально. Оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же мере, как и материальное производство. Порождая мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов, сознание дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ними. Сознание позволяет проигрывать идеально действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как представляется человеку, способы действий для достижения поставленных целей и удовлетворения потребностей. Но сознание может возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что способно увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир. Сознание способно переключить мысли и чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. Элементы вымысла всегда присутствуют в сознании. В обществе возникли и развились как минимум две сферы духовной жизни, где эти элементы оказались преобладающими. Это – религия и искусство. Они оказывают огромное влияние на жизнь людей. При этом они создают возможность уходить от реалий материального мира.

Будучи именно человеческой формой психического начала бытия, сознание выполняет несколько важнейших функций:

ü гносеологическая или познавательная функция;

ü мировоззренческая функция;

ü регулятивная функция. Благодаря сознанию люди способны формулировать цели своей деятельности, предварительно осмысливать свои действия по их достижению и планировать результаты деятельности;

ü рефлексивно-оценочная функция обозначает отношение к окружающему миру, в том числе к людям. Это отношение выражается в оценивании окружающей действительности, что составляет аксиологическую функцию сознания;

ü компенсаторная функция;

ü прогностическая функция;

ü креативная (творческая) функция;

ü функция социализации;

ü воспитательная функция;

ü эмоционально-волевая функция.

 

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Компоненты самосознания (по В.С. Мерлину):

ü сознание своей тождественности;

ü сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

ü сознание своих психических свойств и качеств;

ü определённая система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания:

ü самопознание — получение информации о себе.

ü эмоционально-ценностное отношение к себе.

ü саморегуляция поведения.

Значение самосознания:

ü Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

ü Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

ü Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В философии самосознание есть сознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя, и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание выступает условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь, единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. И. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в этом значении оно понимается как непосредственно само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

 

Сознание и язык

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык – это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак – это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную, возникающую на основе естественной (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Одним из условий возможности формирования и объективации сознания индивида является способность посредством языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов для передачи эмоционального состояния, переживания внутреннего опыта. Различие между сознанием и языком заключается в том, что мысль – это отражение объективной реальности, а слово – способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и самого себя.

 

Так что сознание, с одной стороны, создает возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, а с другой стороны, оно же допускает и обеспечивает уход человека в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.

 

Вопрос IV. Общественное сознание, его сущность и структура. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

 

Общественное сознание – это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие. Общественное сознание — это отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе.

Общественное сознание представляет собой не только отражение материального, но и производство идеального, производство идей, ценностей, норм, посредством которых определяются потребности, цели и мотивы поведения действующих индивидов.

Общественное сознание – это необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функции.

Поскольку общественное бытие осознанно, то сознание существует не «вне», не «над», не «до», не «рядом» с общественным бытием, а является его продуктом и функцией. Тезис о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию следует понимать как обусловленность структуры и содержания общественного сознания исторически определенным способом общественного бытия. В результате сознание предстает не как некая «чистая» абстракция, форма, безразличная к содержанию, а как историческое образование, где и содержание, и форма определены уровнем развития человеческой практики.

Базой производства общественного сознания является чувственно-практическая деятельность людей и формы общения взаимодействующих индивидов. В процессе духовного производства и общения люди вырабатывают представления, идеи, теории, посредством которых они осознают, организуют и регулируют реальные виды социальной деятельности и общения.

Сознание производится и воспроизводится всей системой общественных отношений и является продуктом совокупной деятельности общественных индивидов.

Общественное сознание отражает, в сущности, и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его. Оно, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания.

Структура общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — 1) обыденно-практический и 2) научно-теоретический.

Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность.

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии.

Идеология – это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей и их групп, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания и понимания.

Другой сферой общественного сознания является общественная психология, представляющая собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни.

Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как общественная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология — это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит социально-групповой, классовый характер.

Формы общественного сознания:

ü искусство (художественное или эстетическое сознание);

ü наука (в том числе философия);

ü политическое сознание как совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть;

ü экономическое сознание;

ü мораль или нравственное сознание;

ü правосознание (право);

ü религия — вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

ü идеология (политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания.

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. — соответствуют специфические формы знания.

 

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определённую эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определённом смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей (класс, нация, государство, человечество). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Общество, через родителей и ближайшее окружение ребёнка развивает его сознание, в котором, таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу её успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но попросту невозможна. Хотя сама личность силой мышления способна модифицировать собственное сознание, но известные в истории философских идей попытки построить своё бытие как совершенно независимое от общества всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Однако в любой развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время на общественное сознание оказывают большое влияние СМИ, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передаёт органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени.

 

Вопрос V. Творчество как проблема сознания

Творчество выступает одной из самых волнующих проблем. Оно выступает одним из главных признаков, выделяющих человека из животного царства. Но механизм творчества человек не в силах понять и рационально сформулировать. Более того, при изучении творчества возникает неразрешимый парадокс. Люди, много знающие о творчестве, сами не творят (за исключением интересных статей и книг по проблеме творчества). Тот же, кто творит, кто создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает, как он это делает.

Совершенно не достаточно обладать какими-то знаниями, умениями и навыками. Необходимо самому измениться, нужно научиться все время удивляться миру, видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество начинается именно с такого удивленного видения. Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли до тебя, – это значит увидеть его вне готовых стереотипов восприятия и объяснения. В таком оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственной актуальности. Здесь нет мертвого прошлого, с которым мы обычно сравниваем настоящее. Человек воспринимает мир как будто видит его впервые. В этот миг происходит наше слияние с миром и понимание его «изнутри». В эти-то мгновения и рождается новая мысль и сам человек как творец.

       Используя данные познания, человек не только адаптируется к миру, но и активно изменяет его, т.е. творит свой собственный мир, мир культуры и человеческого духа. Творчество (с точки зрения кибернетики) в самом общем виде означает постановку и решение нестандартных задач. Именно в творчестве человек в наибольшей степени самореализуется, выражается. Творчество помогает человеку превзойти самого себя, развить свои природные возможности и способности, изменив и окружающий мир, и себя самого. Поэтому творчество неразрывно связано со свободой личности, зачастую выступает высшим способом ее реализации.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Иллюстрацией несводимости процесса и результата творчества к логическому выводу из известных положений могут служить слова Нильса Бора: «Эта теория недостаточно безумна, чтобы быть верной».

Творчество — умственный процесс свободной реализации мысли.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.

Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее – материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности – творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п.

Творчество – категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Творчество – присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах.

В целом термин «творчество» служит программным лозунгом, выполняющим стимулирующую и интегративную функцию в научном исследовании, но не достигшим строгости научного понятия. Многообразие его значений объемлет собой сферы личности, процесса и результата, причем часто без их ясного различения. Нет единства и в том, какими свойствами должна обладать личность, процесс и его продукт, чтобы получить название творческого, в каких условиях результат оценивается как творческий. Относительно общепринятым является определение творчества как того, что некоторой группой с точки зрения системы ее ожиданий воспринимается как новое и тем самым модифицирует эту систему. В качестве предпосылок творчества рассматриваются повышенная восприимчивость, удовольствие от внезапной идеи и самостоятельность мышления. Под творчеством понимается обычно открытая система, готовая к восприятию целого горизонта альтернативных вариантов, который также имеет широкую палитру интерпретаций – от ограниченности «авантюрного мышления» (Ф. Бертлет) до неопределенности «дивергентного мышления» (Дж. Гилфорд).

Вопрос о сущности творчества как такового всегда был одним из центральных в философии и ставился и решался этот вопрос по-разному в разные исторические эпохи и в разных философских направлениях и школах. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознается, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. В XVIII в. И. Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Согласно Ф. Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа – высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с Абсолютом.

Античность видела в творчестве человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство; творческая способность понималась как божественная одержимость; в позднем героизме – как соревнование с богами, причем мудрость, созерцательное теоретическое познание оценивались выше экстатического творческого труда. Средние века принуждают креативного субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу креативного акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. Возрождение культивирует как возвышенное, так и приземленное понимание творчества: как новаторского искусства (гуманизм) и как труда во спасение (реформация), впервые обнаруживая интерес как к авторству, так и к творческому процессу. Новое время рассматривает творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляет ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно развиваются теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли), идея «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг, романтики), согласно которым творчество – фундаментальная предпосылка познания вообще. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (И. Гёте, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей). Экзистенциалистские теории трактуют креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу). Идущие от З. Фрейда теории глубинной психологии подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О. Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж. Дьюи).

Характер творческого процесса. В исследованиях творческого процесса большинство исследователей опирается на предложенную Г. Уоллесом в 1926 четырехзвенную модель:

а) подготовительная стадия – формулирование задачи и начальные попытки ее решения;

б) инкубация идеи – временный отказ от попыток решения и переключение на другие вопросы;

в) озарение – мгновенное интуитивное проникновение в существо проблемы;

г) проверка – испытание и (или) реализация решения.

Все этапы творческого процесса представляют собой сложное взаимодействие сознательно отбираемых стратегий решения задачи, упорядочивания данных по интересующей исследователя проблеме и неосознаваемых установок, предпочтений, ценностных ориентиров, фрагментов информации. Вместе с тем первая и последняя стадии являются преимущественно осознаваемыми, вторая и третья – бессознательными. Модификации этой схемы связаны обычно с разбиением отдельных стадий на подэтапы.

Ключевой момент творческого процесса – озарение, инсайт. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности найденного решения. Обычно инсайт сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать. Инсайту предшествует этап инкубации идеи, когда творец (ученый, художник, композитор) на какое-то время как бы «забывает» о проблеме, занимаясь повседневными делами или решая другие задачи. Исследователи выдвигают разные объяснения плодотворности этапа инкубации: переключение усилий на другие объекты позволяет «отдохнуть» от проблемы, забыв при этом ранее использованные и неэффективные способы решения задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного, направляя ее в соответствии с доказавшими свою неплодотворность собственными стратегиями; значительную часть жизни занимает отдых, и уже в силу его длительности за ним следуют творческие решения. Перспективы анализа творческого процесса связаны с изучением и реконструкцией мышления человека именно на стадиях преимущественно бессознательной переработки информации.

 

В философии XIX – XX вв. наиболее развернутая концепция творчества дана видным французским представителем философии жизни А. Бергсоном, особенно в работе «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту как «механически-технической деятельности». Интеллектуальное познание утилитарно, интуитивное – бескорыстно: именно оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе. Интуициями, согласно Бергсону, живет и подлинная наука, и подлинная философия. Французский мыслитель понимает творчество как непрерывное рождение нового, оно составляет сущность жизни. Оно есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде новых образов, переживаний, идей) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Важнейшим понятием философии жизни А. Бергсона является понятие «жизненного порыва» – принципа развития и творчества, создающего в своем бесконечном развертывании всю совокупность жизненных форм. Понятие жизни, по его мнению, строится по аналогии с процессами сознания, соответственно жизнь предстает сплошным потоком творчества непрерывных изменений, изобретений.

Большое внимание проблемам творчества уделяли русские философы XIX – XX вв., в частности Н.А. Бердяев – в работе «Смысл творчества». Центральным стержнем этой работы становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Основной принцип названной работы – принцип «антроподиции» – оправдание человека в творчестве и через творчество. Главная проблема философии Бердяева – смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее принципиальное решение, считает он, может быть только антропоцентрическим – философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование – это существование в истине, достижимое им на путях спасения (бегство от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, политикой и т.п. – не без помощи науки). Присущая человеку способность к творчеству, по его мысли, божественна.

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального – того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все таланты и способности познающего субъекта – его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция и др. – в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания – умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Р. Декарт считал, что для реализации правил своего рационалистического метода необходима интуиция, с помощью которой усматриваются первые начала (принципы) и дедукция, позволяющая получить следствия их этих начал.

Таким образом, творческое познание – это всегда непрерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика - мысленное прогнозирование будущего. Тем самым творчество (в том числе в познавательной своей форме) – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности – создающего новые по замыслу материальные, культурные, духовные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой.

Существуют разные виды творчества: производственно-техническое; изобретательское; научное; правовое; политическое; социальное; организаторское; предпринимательское; философское; культурное; педагогическое; художественное; мифологическое; религиозное; музыкальное; повседневно-бытовое; спортивное; игровое и другие. Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: