Добавление другой модальности

 

В данной методике мы подключаем к одной модальности другую, например к визуальной – аудиальную (звуковую). Или наоборот. Эта методика применяется для расширения границ опыта и для увеличения возможности выбора.

 

Шаг 1. Определите тот образ, который вызывал неприятные чувства.

 

Шаг 2. Вспомните аудиальный образ, на который вы реагируете позитивно. Хорошо «прочувствуйте» его.

 

Шаг 3. Представьте неприятную картинку и включите одновременно звуковой образ. Наблюдайте изменения до тех пор, пока не почувствуете, что они полностью завершились.

 

Шаг 4. Проверка. Представьте снова неприятный образ. Если вы всё проделали правильно, то старые ощущения уже не появятся. Вы будете испытывать новые чувства.

 

Данную методику лучше всего рассмотреть на примере, тогда всё будет понятно.

 

У женщины был страх высоты.

Как только я подхожу к балкону, – рассказывает она, – у меня появляется жуткий страх.

Как вы узнаёте о своём страхе? – спросил я её.

У меня появляется чувство холода в подвздошной области и лёгкое чувство подташнивания.

А на какой образ вы так реагируете? – спрашиваю я её.

Не знаю, – отвечает она. – Просто приходит чувство страха.

Такое чувство возникает у вас только дома или в других ситуациях тоже?

Везде, где есть высота.

Представьте, – прошу я пациентку, – что на некоторое время мне нужно стать вами. И вам нужно обучить меня бояться высоты так же, как вы это делаете. Почему я должен бояться высоты? Что должно произойти со мной такого, что будет вызывать эти чувства?

Через какое-то мгновение лицо женщины озарилось пониманием.

Я вспомнила! – сказала она. – Когда я была маленькой, то выпала из кроватки и сильно ударилась. После этого я всегда боялась высоты.

Какой образ запечатлелся у вас в подсознании?

Как я переваливаюсь через край кроватки и лечу вниз головой. Даже сейчас, когда я вспоминаю это, я чувствую сильный страх.

Очень хорошо, что вы вспомнили этот образ. Теперь отвлекитесь от этих чувств, посмотрите по сторонам. А сейчас вспомните, какие мероприятия вы любили посещать в детстве.

Я очень любила цирк, – говорит она, и глаза её загораются. – Гремит цирковой марш, клоуны и акробаты выбегают на сцену, собаки, лошади. В перерывах папа всегда покупал нам мороженое в золотой обёртке.

Здорово. Это то, что нужно. Сейчас вспомните очень подробно, как вы находитесь в цирке. Всё готово к началу представления. И вот гремят первые аккорды циркового марша. А теперь подумайте о той неприятной картинке, связанной со страхом высоты. Подумайте о ней и продолжайте смотреть на представление в цирке и наблюдайте, как меняются ваши ощущения. Когда будете готовы – скажите мне.

Это было прекрасно, – произносит женщина через некоторое время, улыбаясь. – Та страшная картинка из детства меня больше не беспокоит.

Попробуйте представить её ещё раз, – прошу я пациентку.

Мне трудно сделать это. Не получается.

А как же ваш страх?

Пока не знаю.

Давайте проверим, – предлагаю я.

Проверим? – переспрашивает она. И я вижу лёгкое волнение на её лице. – А как?

Мы сейчас вместе поднимемся на девятый этаж. Там есть балкон, вы выйдите на него и посмотрите вниз.

Мы поднялись на лифте на верхний этаж. Женщина уверенно шагнула к балкону…

Через несколько минут она вошла в холл.

– Как здорово! – сказала она с улыбкой. – Впервые в жизни я стояла на балконе, аж на девятом этаже, и наслаждалась видом сверху.

Вам не было страшно? – спросил я.

Немножко. Но это не жуткий страх, от которого цепенеешь, а лёгкое волнение.

Это нормально. Страх ушёл, но чувство самосохранения осталось.

Спасибо, доктор!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: