double arrow

Общая характеристика местных налогов. 3 страница

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, плательщиков страховых взносов:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Налоговые проверки - основной вид налогового контроля. Основной целью проведения камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, плательщиком страховых взносов законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок указано: "В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; предупреждение налоговых правонарушений" <1>.

--------------------------------

<1> Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 14 октября 2008 г.) // Экономика и жизнь. 2007. N 23.

 

Особенности проведения налоговых проверок (в частности, особенности получения информации о деятельности налогоплательщика, особенности проведения повторных выездных проверок) закреплены в соответствующих статьях НК РФ: ст. ст. 88, 89, 93, 93.1 и других. Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ.

 

17.3. Правовой режим организации и проведения

камеральной налоговой проверки

 

Камеральная налоговая проверка - важный вид налогового контроля, который позволяет предупредить факты правонарушений и преступлений в сфере налогов, сборов, страховых взносов. Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 88 НК РФ, по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ // РГ. 2015. N 124.

 

Основным качественным показателем камеральной налоговой проверки является возможность в кратчайшие сроки выявить и пресечь нарушения законодательства о налогах и сборах, предупредить возможность их продолжения во времени.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения камеральной налоговой проверки - не более трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В случаях заявленного в декларации по итогам отчетного (налогового) периода убытка налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих размер полученного убытка.

Налогоплательщику предоставляется право приложить письменные пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет). Налогоплательщики, применяющие налоговые льготы, налоговые вычеты, обязаны представить документы, подтверждающие право на получение льготы и правомерность применения налоговых вычетов.

Если по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ.

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки в течение 10 дней после ее окончания должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, составляется акт камеральной налоговой проверки.

Правила проведения камеральной налоговой проверки распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов и иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

 

17.4. Правовой режим организации и проведения

выездной налоговой проверки

 

Выездная налоговая проверка - основной, наиболее эффективный вид налогового контроля. Выездная налоговая проверка проводится в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 89 НК РФ на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки или отдаленности нахождения налогоплательщика (в районах Крайнего Севера) выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Основанием проведения выездной налоговой проверки является вынесенное руководителем (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица решение о проведении выездной налоговой проверки. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика. Выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту его нахождения.

Объектом выездной налоговой проверки выступает финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 НК РФ. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также иных случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Статьей 89 НК РФ установлен запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, установлен запрет на проведение в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. При этом не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

Установлено ограничение по срокам проведения выездной налоговой проверки, которая не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.

Налоговый кодекс в отдельных случаях допускает приостановление срока выездной налоговой проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в случае необходимости:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Возобновление проведения выездной налоговой проверки также оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Законодательно закреплены случаи проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При наличии у должностных лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку, достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю под расписку. В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов по правилам ст. 100 НК РФ составляется акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков закреплены в ст. 89.1 НК РФ. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта закреплены в ст. 89.2 НК РФ.

Правила ст. 89 НК РФ применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов, плательщиков страховых взносов.

 

17.5. Обжалование актов налоговых органов и действий

(бездействия) их должностных лиц

 

Отношения между налогоплательщиком и налоговым органом часто приобретают конфликтный характер. Это объясняется наличием объективных противоречий между публичными фискальными интересами государства и частными интересами налогоплательщиков, плательщиков сборов.

Согласно Конституции РФ правом обжаловать акты исполнительных органов власти, действия или бездействие их должностных лиц обладает каждый гражданин. В гл. 19 - 20 НК РФ закреплен порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ или вступившим в силу 15 марта 2015 г. Кодексом административного судопроизводства. Однако по правилу, установленному в ч. 2 ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном гл. 19 НК РФ.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступившего в законную силу акта налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие должностного лица. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ.

Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Законодательно установлено, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа, действия должностного лица.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Срок давности, в течение которого лицом может быть подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, - один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в том же порядке до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Следует особо отметить, что не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются Минфином России. Правила о соблюдении формы и содержании жалобы закреплены законодательно в ст. 139.2 НК РФ. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного ст. 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении;

3) поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее подана жалоба по тем же основаниям;

5) до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. При этом оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой.

В случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в материалах, представленных налоговым органом, и сведений, представленных налогоплательщиком, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган выносит одно из нижеследующих решений:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

 

Контрольные вопросы

 

1. Налоговый учет: понятие, цель, сроки постановки на учет налогоплательщиков.

2. Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах: понятие, цель и задачи регистрации.

3. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.

4. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля.

5. Налоговый контроль: понятие, значение, соотношение с иными видами государственного контроля.

6. Формы и методы налогового контроля.

7. Правовой режим организации и проведения камеральной налоговой проверки.

8. Правовой режим организации и проведения выездной налоговой проверки.

9. Оформление результатов налоговой проверки.

10. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

11. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

12. Право на обжалование и порядок обжалования.

 

Глава 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НАЛОГАХ И СБОРАХ

 

18.1. Налоговые правонарушения и ответственность

за нарушения законодательства о налогах и сборах

 

Понятие налогового правонарушения нашло легальное закрепление в ст. 106 НК РФ. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Общепризнанными признаками налогового правонарушения являются вина, действие (бездействие) физического или юридического лица, противоправность, наказуемость. Однако отдельные авторы, теоретики права настаивают на выделении такого признака, как общественная опасность, обосновывая свои доводы тем, что общественная опасность налоговых правонарушений состоит в посягательстве на финансовую стабильность и безопасность государства. Правовое значение состава налогового правонарушения заключается в том, что он выступает юридическим основанием ответственности и описывает юридически значимые признаки налоговых правонарушений, а также позволяет отграничить налоговые правонарушения от смежных видов правонарушений <1>.

--------------------------------

<1> Вигдорчик Д.Г. Налоговое правонарушение: правовая характеристика: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

 

В ст. 110 НК РФ раскрывается понятие виновного деяния и закреплены формы вины. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Таким образом, формы вины две: умысел и неосторожность. И умысел, и неосторожность имеют свои отличительные критерии (элементы).

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Элементами умысла можно признать осознание противоправного характера своих действий (бездействия), желание наступления вредных последствий либо их сознательное допущение.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения соотносится с наличием вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения. Вина определяется по общим правилам установления умысла и неосторожности. При этом сложившаяся арбитражная практика устанавливает вину организации за совершение налогового правонарушения в зависимости от противоправности самого деяния, а не путем установления вины должностных лиц этой организации <1>.

--------------------------------

<1> Иванов И.С. Концептуальные подходы к определению вины организаций // Российский следователь. 2005. N 10. С. 16 - 20.

 

Нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, подрывают основы добросовестной конкуренции, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе. Их распространенность и очевидная общественная опасность требуют не только разработки и принятия таких мер, которые способствовали бы противодействию данному явлению, но и совершенствования существующих, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства о налогах и сборах государство устанавливает меры правового принуждения, к которым относятся меры ответственности. Налоговая ответственность является разновидностью юридической ответственности и закреплена в Налоговом кодексе РФ. Сущность налоговой ответственности состоит в предусмотренной налоговым законодательством обязанности правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия за свои виновные, неправомерные действия и понести наказание в виде мер, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, в соответствии с характером и размером совершенного правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: