Искусство, его формы, основные направления

1. Искусство:

  • специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
  • практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
  • высокая степень мастерства.
    2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
    3. Предмет искусства
    – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
    4. Виды искусства:
    архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
    5. Специфика искусства как формы художественного познания:
    образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
    6. Функции искусства:
  • общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества);
  • художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
  • воспитательная (формирует личность, чувства и мыс­ли людей);
  • эстетическая (формирует эстетические вкусы и по­требности человека);
  • утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности);
  • предвосхищения (предвосхищает будущее);
  • внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
  • гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
  • познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке).





МОРАЛЬ, ЕЕ КАТЕГОРИИ

1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
2. Развитие норм морали:
табу – обычай – традиция – моральные правила.
3. Моральные требования и представления:

  • нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
  • моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
  • нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
  • морально-психологические механизмы (долг, совесть);
  • высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
    4. Этика
    – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

5. Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.

6. Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Этапы формирования: элементарная нравственность (что со мной сделают?), конвенциональная нравственность (что обо мне подумают?), автономная нравственность (что я сам о себе подумаю?). Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет.




ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.

1. Различные взгляды на направленность общественного развития
1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.
1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.
1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.
1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).
2. Понятие прогресса и регресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
3. Традиционные критерии прогресса:
- развитие человеческого разума
- совершенствование нравственности людей
- прогресс науки и техники
- развитие производительных сил, включая самого человека
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
4. Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо
5. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
6. Гуманистические критерии прогресса:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность, состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворенности жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.
























МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ТИПЫ ОБЩЕСТВ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: