Профессиональная характеристика педагога.
Задание 4: Прочитайте информацию, сделайте выписки.
Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.
Реализация этих функций требует от педагога следующих личностных параметров:
1. потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
2. тактичности, чувства эмпатии, терпеливости терпимости, готовности принимать и поддерживать, и если нужно защищать;
3. понимания, своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
4. умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в коллективе;
5. знания особенностей психического развития и стремление вместе с детьми создавать условия для их саморазвития;
6. способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Задание 5: На основе изученного материала составьте «Заповеди учителя» (не менее 5 заповедей. Запишите в тетрадь.
|
|
Педагогические специальности и направления.
Задание 6: Прочитайте информацию, сделайте выписки, запишите определения.
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии.
Обстоятельства, приводящие к появлению новых педагогических специальностей:
- «Усложнение» характера воспитания, которое вызвано изменениями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.
- Увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание.
Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.
Педагогическая специализация — определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
|
|
Педагогическая квалификация — уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.
Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».
Основанием дифференциации педагогических специальностей является:
- Специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъективно-субъективные («человек— человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
- Это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость и старость).
- Особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).
Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Очевидно, что такой подход противоречит факту целостности личности и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — интеграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.
Задание 7: Представитель гуманистической психологии ХХ века Карл
Роджерс (1902-1987) выступил с докладом «Вопросы, которые я бы себе
задал, если бы был учителем». А какие вопросы задали бы Вы? Сформулируйте письменно в тетради.
Задание 8: Сформулируйте педагогические противопоказания.
Домашнее задание (по желанию)
Подберите пословицы, поговорки, высказывания, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя.
Красиво оформите работу на половинке листа формата А4. Сдайте ее на следующем уроке.