Педагогические специальности и направления

Профессиональная характеристика педагога.

      Задание 4: Прочитайте информацию, сделайте выписки.

Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую.

 Реализация этих функций требует от педагога следующих личностных параметров:

1. потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

2. тактичности, чувства эмпатии, терпеливости терпимости, готовности принимать и поддерживать, и если нужно защищать;

3. понимания, своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

4. умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в коллективе;

5. знания особенностей психического развития и стремление вместе с детьми создавать условия для их саморазвития;

6. способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

 

     Задание 5: На основе изученного материала составьте «Заповеди учителя» (не менее 5 заповедей.  Запишите в тетрадь.

Педагогические специальности и направления.

     Задание 6: Прочитайте информацию, сделайте выписки, запишите определения.

 

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разде­ления труда, проявляющийся не только и не столько в дробле­нии, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обособленных видов деятельности в пределах педагогической про­фессии.

 

Обстоятельства, приводящие к появлению новых педагогических специальностей:

  1. «Усложнение» ха­рактера воспитания, которое вызвано измене­ниями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.
  2. Увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание.

 

Профессиональная группа специальностей – совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках дан­ной профессиональной группы, характеризующийся совокупно­стью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате об­разования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая специализация — определенный вид деятельно­сти в рамках педагогической специальности. Она связана с конк­ретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональ­но-педагогической подготовленности, характеризующей возмож­ности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

 

Основанием дифференциации педаго­гических специальностей является:

  1. Специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности склады­ваются как субъективно-субъективные («человек— человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы яв­ляются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биология и др.).
  2. Это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развиваю­щейся личностью (дошкольный, младший школьный, подрост­ковый возраст, юность, зрелость и старость).
  3. Особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (на­рушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

 

Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлени­ям воспитательной работы (трудовое, эстетическое и т.п.). Оче­видно, что такой подход противоречит факту целостности лично­сти и процесса ее развития и вызывает обратный процесс — ин­теграцию усилий отдельных педагогов, расширение их функций, сферы деятельности.

 

      Задание 7:  Представитель гуманистической психологии ХХ века Карл

      Роджерс (1902-1987) выступил с докладом «Вопросы, которые я бы себе

 задал, если бы был учителем». А какие вопросы задали бы Вы? Сформулируйте письменно в тетради.

Задание 8: Сформулируйте педагогические противопоказания.

Домашнее задание (по желанию)

Подберите пословицы, поговорки, высказывания, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя.

 Красиво оформите работу на половинке листа формата А4. Сдайте ее на следующем уроке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: