Вазари-фест. Новое? Искусствознание?
Сентября 2020 года,
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
В этот раз фестиваль текстов об искусстве «Вазари» посвящен идеям и практикам современного искусствознания,
меняющим наше представление об этой науке.
Искусство сегодня живет не только в музеях и галереях, его можно встретить буквально везде - в Интернете, городском пространстве, оно становится социальными акциями и заставками на экранах телефонов. Интерес к нему невероятно возрос, а вместе с ним возросла и важность знания об искусстве, которое вышло за пределы профильных институтов, специализированных конференций и художественных альбомов, стоящих на полках домашних библиотек коллекционеров. Знания об искусстве, как, впрочем, почти обо всем сегодня, доступны каждому и находят различные формы - образовательные курсы, рассчитанные на любой уровень и кошелек, семинары и ридинг-группы, предлагающие критический взгляд на новые и старые идеи, захватывающие телевизионные фильмы и сериалы, превращающие художников в загадочных суперзвезд, телеграм-каналы, освещающие художественную сцену оперативнее и злободневнее любой арт-критики, паблики в социальных сетях, насыщенные просветительскими материалами и изобретательными мемами, мобильные приложения, начиненные тестами по популярной истории искусства и позволяющие почувствовать себя знатоком... Карантин-2020 дополнительно «медиаактивизировал» музеи, художественные и образовательные проекты, серьезно сдвинув акценты в отношениях между зрителем и искусством, и запустил новую волну «включенности»
|
|
Где в сегодняшней ситуации общедоступной и распределенной информации место, собственно, искусствознания? Что происходит в этой почтенной дисциплине сегодня?
На Вазари-фесте мы посмотрим в глаза современному искусствознанию и вместе с экспертами попробуем найти ответы на следующие вопросы:
● Кто и зачем сегодня изучает искусство и куда это приводит?
● Как описать одно и то же произведение десятью разными способами и получить от этого эстетическое удовольствие?
● Что привнесли в историю искусства большие данные, маркетинг и самоизоляция?
● Возможно ли написать единую историю мирового искусства, а потом ее рассказать за два часа (или хотя бы за неделю)?
● А главное, нужен ли искусствознанию живой художник?
Живая версия фестиваля «Вазари» пройдет в Арсенале нижегородского Кремля 18-20 сентября, но в связи с поправками на карантин-2020, сделавшим виртуальную среду единственным возможным местом культурной жизни, для зрителей события фестиваля будут доступны в первую очередь на сайте www.vasarifest.ru
|
|
С этого года у фестиваля появится в Арсенале свой книжный магазин «Вазари», который станет постоянно действующей площадкой текстов об искусстве в Нижнем Новгороде.
СЕНТЯБРЯ ДУМАТЬ ОБ ИСКУССТВЕ
Профессиональный разговор: симпозиум и шоу критиков.
12:00–15:30 ККЗ (киноконцертный зал Арсенала*) Симпозиум «Почему мы считаем новым современное искусствознание?»
Что делает искусствознание современным?
Ведущий и куратор симпозиума — заместитель директора ГМИИ им. Пушкина, профессор ЕУ, искусствовед Илья Доронченков.
Участники:
- историк, лауреат премии Аби Варбурга, профессор Карло Гинзбург (Италия), лекция «История искусства в глобальной перспективе: скромное предложение» (zoom);
- искусствовед, куратор, исследователь искусства ХХ–XXI веков Екатерина Лазарева (Москва);
- историк культуры, первый проректор и профессор факультета истории искусств ЕУ, кандидат филологических наук Наталья Мазур (Санкт-Петербург) (zoom);
- искусствовед, доцент факультета истории искусств ЕУ Андрей Шабанов (Санкт-Петербург);
16:00–17:30 Выставочный зал Этюды критического мышления с искусствоведом Алексеем Бойко (Санкт-Петербург) (zoom)
Для участия необходима регистрация по телефону 422-45-54.
18:00–19:00 ККЗ Историк искусства Ингрид Роланд (США-Италия). «Вазари — коллекционер жизней». Лекция (zoom)
Джорджо Вазари (1511–1574) был человеком многих талантов ― скульптор, живописец, архитектор, писатель, ученый, советник королей и понтификов, доверенное лицо Тициана, Донателло и других великих людей. Но больше всего Вазари известен как первый биограф художников, работавший в жанре, который, кажется, сам и изобрел. Год назад хитом издательства «Манн, Иванов и Фербер» стало издание перевода книги Ингрид Роланд и Ноя Чарни «Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства»
19:30–20:30 ККЗ Паблик ток. «Где сейчас нужны искусствоведы?»
Победители и эксперты конкурса эссе «Молодой Вазари» обсудят специфику изучения искусства сегодня, сферы практического применения полученных знаний, круг профессиональных практик и задач с которым сталкивается современный искусствовед.
Участники:
- заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств МГУ им. Ломоносова Марина Лопухова;
- заместитель генерального директора РГБ Наталья Самойленко;
- директор Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина Анна Гор;
- студентка образовательной программы «История искусств» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Анастасия Немировская,
- студентка образовательной программы «История искусств» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Арина Сайгина
- аспирант второго курса Кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета Лев Шушаричев.
СЕНТЯБРЯ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСКУССТВА
Практики нового искусствознания: как это делается?
11:00–13:00 Офлайн, город «Ведута Нижегородика». Прогулка-исследование с искусствоведом Антоном Марцевым по следам художников, запечатлевших Нижний Новгород в XVII–XX вв.
Город как изображение. Нижний Новгород в истории искусства и в реальности. Старейшее изображение Нижнего на гравюре из книги немецкого путешественника, зарисовки автора слов про «царственно поставленный город», акварели по фотографиям от патриарха русского пейзажа, пейзажные опыты «бубновалетовцев» и иные образы.
Для участия необходима регистрация по телефону 422-45-54.
13:00–18:00 Медиатека «Как сделать подкаст об искусстве: лаборатория с Кириллом Головастиковым (шеф—редактор проекта Arzamas Academy, соведущий подкаста «Зачем я это увидел»). Медиатека.
Как придумывать подкаст?
Как выбирать его тему?
|
|
Как с учетом темы выбрать формат?
Как строить разговор?
Как рассказывать о визуальном через аудио?
Как редактировать сценарий?
Как брать интервью для аудио?
Как представлять интересы своего слушателя?
Ответы на эти вопросы и практические знания получат участники лаборатории.