Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода

Первые изображения Владимирской иконы появились в лицевом Радзивиловском списке конца XV в. Владимирской летописи. Три миниатюры иллюстрируют события, связанные с Владимирской иконой. Первая относится к статье 1155 г., повествующей о принесении иконы из Царьграда, украшении её золотым окладом и поставлении во владимирском Успенском соборе. На миниатюре изображена икона типа "Умиление" на трёхчастной ручке - подставке; ей предстоят князь с боярами (слева) и 2 клирика с книгами в руках (справа). Вторая миниатюра сопровождает статью 1164 г. о победоносном походе князя Андрея на волжских булгар. Изображение Владимирской иконы здесь ещё более условное: лики Богоматери и Младенца Христа не соприкасаются; иконе молятся князь с боярами и воины. На третьей миниатюре показано явление князю Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы вместе с "градом" Владимиром на воздухе у Суздаля; икона напоминает изображение на первой миниатюре. В обобщённых, условных рисунках переданы лишь основные особенности чудотворной Владимирской иконы.

В 70 - х гг. XVI в. были созданы миниатюры к "Повести на сретение Владимирской иконы" в Лицевом летописном своде. Их выполнили иконописцы "макарьевской" мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до её поновления в 1514 г., а также её списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на других - рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров). На некоторых миниатюрах показана ткань - пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. На первом листе сказания - изображение евангелиста Луки, пишущего Владимирскую икону и представляющего созданный им образ на благословение Пресвятой Богородицы; под миниатюрой киноварью написано пространное название повести. На миниатюре "Моление князя Андрея перед иконой Богоматери в монастыре в Вышгороде" Владимирская икона стоит на престоле (столе) с зелёным покровом, а рядом с ней "на воздусе" - оглавные иконы Спасителя и святого Николая с подвешенной к ним красной пеленой, ассоциирующиеся с иконами Успенского собора Кремля. Все изображения Владимирской иконы без оклада, только на миниатюре "Украшение иконы золотым окладом князем Андреем" на венце Богоматери показаны крупные камни, а на полях - дробницы; украшенная икона с подвесной пеленой стоит в киоте с килевидным верхом (в подобном киоте она стояла в Успенском соборе Кремля). Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей, используя традиционные иконографические образцы и западноевропейские гравюры.

В лицевой повести впервые появляется изображение встречи Владимирской иконы 26 августа 1395 г. В соответствии с текстом на фоне горы ("поля"), за которой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа - пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную икону; слева - к иконе подходит митрополит Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним - князь Владимир Андреевич и "прочии князи и княгини, бояре и боярыни". За ним - священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа.

2.7 Иконы с изображением "Сретения Владимирской иконы Божией Матери"

 

Самые ранние сохранившиеся до настоящего времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Стретенского моностыря, вероятно, была икона - список чудотворной Владимирской иконы. Композиция самой ранней иконы (32х24 см; вторая половина XVI в.) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа - выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и великим князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ.

В XVII в. подобные изображения, называемые "Стретение иконы Богоматери Владимирской", становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 августа 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам - "Владимирской" и "Казанской"; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе второй половины XVII в. из церкви святого Алексия, митрополита Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед которой в левой части иконы возвышается Владимирская икона с подвесной пеленой, а в правой - выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митрополита Киприана и великого князя Василия) во главе "большого крестного хождения". Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы - Владимирскую икону из Успенского собора и "Одигитрию" из Вознесенского монастыря. Обе святыни изображены на иконе: Владимирская икона на первом плане (ей посвящено празднество), "Одигитрия" - на втором. Владимирская икона изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение Владимирской иконы было украшено реальным серебряным окладом (не сохранился), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

На иконе середины XVII в. (ИАХМНИ; надпись с названием утрачена), в левой части, на фоне горок, изображены священнослужители в белых одеждах, держащие на руках 2 одинаковые по размеру иконы с широкими красными полями - Владимирскую икону и "Одигитрию". Справа - митрополит, кадящий образы, и великий князь с царским венцом на голове, оба с нимбами; за ними - выходящий из ворот города народ. На переднем плане, перед иконами, стоит отрок со свечой в руке. На иконе изображён один из моментов крестного хода, непосредственным свидетелем которого был иконописец, создавший образ. В "Сказании действенных чинов" начало XVII в., излагающем устав Большого крестного хода, указано, что, выйдя из Успенского собора, крестный ход останавливался у Вознесенского монастыря; архимандрит выходил с чудотворной "Одигитрией", её встречали Патриарх и царь (икону кадили и прикладывались к ней).

На иконе середины XVII в. из Сольвычегодска (СИХМ) представлен торжественный молебен, совершаемый перед Владимирской иконой. В верхней части, справа от храма, на фоне горного пейзажа, видны утверждённые на древках Нерукотворный образ Спасителя и икона Богоматери "Знамение", их несут участники крестного хода. Изображение новгородской святыни на сольвычегодской иконе, возможно, восходит к образу, созданному в Великом Новгороде в последней четверти XVI в. - после того как древняя чудотворная икона, принесённая сюда из Москвы в 1572 г. вместе с государевым двором Иоанна IV, неоднократно участвовала в "крестном хождении" по городу вместе с новгородской иконой Богоматери "Знамение".

Храмовый образ Сретенской церкви XVII в. в суздальском монастыре во имя святого Василия Великого представляет иконографический вариант, соединяющий особенности изображений как встречи Владимирской иконы, так и крестного хода с этой святыней. В отличие от икон "Сретение Владимирской иконы Божией Матери" митрополит и великий князь изображены без нимбов. Создавший образ суздальский мастер не имел ясного представления об изображаемом историческом событии. Видимо, в его распоряжении были разные иконографические образцы, которые он использовал в соответствии со своими художественными представлениями.

 



Заключение

 

Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления - древнерусской иконописи.

В исследовании посвящённой Владимирской иконе Божией Матери, рассматривается иконографический тип "Умиление", по гречески оно звучит как "Елеуса" - милостивая, милующая. Здесь Богоматеpь поддеpживает младенца пpавой pукой, а левой пpижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется ввеpх, чтобы пpипасть личиком к щеке Богоматеpи и покpепче обнять ее за шею. Левая ножка его подвеpнулась пяточкой наpужу, и эта почти жизненная подpобность стала отличительной чеpтой именно извода Владимиpской иконы.

Достовеpно известно, что в XII в. эта икона находилась в Вышгоpоде, недалеко от Киева, сын Юpия Долгоpукого князь Андpей был посажен отцом пpавить в Вышгоpоде, но ослушался отцовской воли и ушел в pодные Владимиpо - Суздальские земли. С собой он увез икону Богоматеpи, котоpая уже тогда славилась как чудотвоpная. Андpей собиpался везти икону в Ростов, котоpый был главным гоpодом княжества. Однако, по пpеданию, за Владимиpом кони, впpяжённые в повозку с иконой, встали, и их невозможно было стpонутьть с места. С тех поp и сам князь получил пpозвище Боголюбского. В тpудных случаях жизни Андpей молился пеpед иконой и ее помощью объяснил, напpимеp: свою победу над волжскими болгаpами - наpодом, жившим на Волге и нападавшим на купеческие коpабли. C 1328 г. фактической столицей Владимиpского княжества стала Москва. Икона пpодолжала остоваться во владимиpсом гоpодском собоpе, и хотя о ней помнили, новых списков с нее, веpоятно не делали.

Но вот в 1395 г. в Москву пpишла стpашная весть о гpядущем набеге Тамеpлана. Новый вpаг, пpишедший из Сpедней Азии, покоpил татаp Золотой Оpды и уже пеpешел Волгу. Великий князь выступил с войсками ему навстpечу, а митpополита поpосил пеpенести из Владимиpа чудотвоpную икону Богоматеpи. Летопись свидетельствует, что в день тоpжественной встpечи иконы в Москве Тамеpлан повеpнул свои полчища обpатно. С иконы написали копии, а саму ее все же веpнули во Владимиp. Но пpимеpно чеpез сто лет Москва оказалась пеpед лицом новой опасности. Иван III отказался платить дань татаpскому хану, и тот напpавил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотвоpной. Московское воинство встpетило татаp под Калугой, на беpегу pеки Угpы. Наконец, pусские pешили сменить позицию, татаpы, исугавшись этого, отступили без боя. Так бесславно пало двухсотсоpоколетнее монголо-татаpское Иго, за что хpистиане благодаpили Богоматеpь Владимиpскую. С тех поp икона оставалась в московском Успенском собоpе.

История искусств видит во Владимирской иконе замечательный пример "столично" - византийской, константинопольской живописи XII в., не исключая, что это список с более древнего образца.



Список литературы

 

1. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага 1928 г.

. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Древнерусская живопись. Т. 1. М.: 1963 г.

. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Изобразительное искусство, 1978 г.

. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М.: Просвещение, 1993 г.

. Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI - XVII столетии. М.: 1869 г.

. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М.: 1884 г. Ч.1. Стб.30.

. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. Журнал Московской патриархии №5.1989 г.

. Костин А.Ю. Православие настольная книга верующего. Обряды. Святыни. Молитвы. Тверь.: 2002 г.

. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974 г.

. Православная энциклопедия IX т., под ред. Патриарха Алексия II М.: 2006 г.

. Сингаевский В.Н. Православные иконы. М.: АСТ. СПб.: Полигон, П.68. 2007 г.

. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI - XIV вв. М.: 2000 г.

. Советский энциклопедический словарь. М.: 1982 г.

. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. Журнал Московской патриархии №8.1987 г.

. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: 1996 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: