Д-р филолог. наук, профессор

Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры. Педагогическая риторика.

Количество баллов за различные виды работы

Посещение лекций (8х0-1) 0-8
Работа на семинарских занятиях (16х0-4) 0-64
Выполнение заданий по СРС (3х0-8) 0-24
Выполнение тестовой работы 0-4
итого 100

Оценивание

61 – 75 баллов – удовлетворительно

76 – 90 баллов – хорошо

91 – 100 баллов – отлично

Планы семинарских занятий

Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры

Преподаватель Яркова Татьяна Анатольевна, д-р пед.наук, профессор

Семинар 1. Современный университет: особенности обучения

1. Высшее образование в России.

2. Особенности обучения в современном университете.

3. Мотивация получения высшего образования в современном мире.

Домашнее задание. Подготовьте 2 слайда (в форме постера): один с полезным лайфхаком, один с вредным советом по мотивации обучения в вузе. Можно взять за основу Вредные советы Григория Остера.

 

Семинар 2-3. Общая характеристика педагогической профессии  (2 часа аудиторное занятие, 2 часа - экскурсия в музей Народного образования Тюменской области)

1. Рефлексия по домашнему заданию.

2. Возникновение и становление профессии учителя.

3. Особенности педагогической профессии.

4. Перспективы развития педагогической профессии в современных условиях.

Домашнее задание к занятию: Предложите и охарактеризуйте не менее 5 современных педагогических специальностей и не менее 5 педагогических специальностей будущего

Семинар 4-5. Требования к личности современного педагога

1. Личность учителя и ее направленность.

2. Изменение требований к личности учителя в исторической ретроспективе.

3. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики.

4. Профессионально-значимые качества личности педагога.

Домашнее задание к занятию: проведение самодиагностики личностных и профессиональных  качеств.

 

Семинар 6. Педагогическая деятельность

1. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание.

2. Общая характеристика понятия «деятельность».

3. Основные виды педагогической деятельности.

4. Функции педагогической деятельности.

5. Стили педагогической деятельности.

Домашнее задание к занятию: опишите ситуацию из собственного опыта с указанием ролевой позиции педагога

Семинар 7. Общая и профессиональная культура педагога

1. Сущность и взаимосвязь общей и профессиональная культуры. Компоненты профессиональной культуры (аксиологический, технологический, эвристический, личностный).

2. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога с педагогическим мастерством. Понятие педагогического мастерства. Педагогические способности.

3. Профессиональная компетентность педагога.

4. Понятие о творчестве учителя. Уровни педагогического творчества.

Домашнее задание к занятию:  познакомьтесь с опытом известных педагогов, победителей конкурсов, педагогов-новаторов, используя информацию в источниках открытого доступа (интервью, публикации, аккаунты в социальных сетях, ресурсы профессиональных сообществ). Опишите, какие личностные и профессиональные качества позволили им достичь профессионального успеха. 

Семинар 8. Педагогическое общение

1. Педагогическое общение и его функции.

2. Структура педагогического общения.

3. Барьеры педагогического общения.

4. Конфликты: виды, причины способы решения.

Домашнее задание к занятию: опишите из собственного опыта одну конфликтную педагогическую ситуацию

Семинар 9. Понятие и содержание педагогической карьеры

  1. Основные аспекты карьеры. Логика карьерного цикла.
  2. Типология карьеры.
  3. Карьерные ориентации.

Домашнее задание к занятию: подготовьте мини-рассуждение «Нужна ли карьера учителю?»

 

Семинар 10. Планирование педагогической карьеры

  1. Основы построения карьеры.
  2. Типы стратегий в карьере.
  3. Профессиональный рост педагога и карьера.
  4. Технологии планирования профессиональной карьеры.

Домашнее задание к занятию. Подготовить проект собственного карьерного развития

Семинар 11. Имидж педагога

1. Понятие имиджа; составляющие имиджа педагога.

2. Виды имиджа.

3. Классификация имиджа.

4. Имидж педагога и его карьера.

Домашнее задание к занятию. Подобрать примеры-иллюстрации педагогов с различным имиджем.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить видео-интервью с педагогом

2. Разработать проект собственного карьерного развития

Педагогическая риторика

Преподаватель Ермакова Елена Николаевна,

д-р филолог. наук, профессор

 

Семинар 12. Русская лексика и культура речи учителя

  1. Слово и его значение в речи
  2. Вербальное речевое воздействие
  3. Иноязычные слова в современной русской речи
  4. Синонимы и речевая культура
  5. Слова-паронимы и точность речи
  6. Крылатые слова в речи
  7. Социальные диалекты и культура речи

Выполните задания:

Задание 1. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударение в словах агент, алкоголь, алфавит, арест, атлет, верба, вероисповедание, включишь, газопровод, гренки, договор, документ, звонишь, каталог, квартал, километр, магазин, обеспечение, свекла, статуя, феномен, цемент, щавель, языковой (кружок), языковая (колбаса).

 

Задание 2.Используя орфоэпический словарь русского языка, заполните таблицу.

Таблица 1

-чн-

[ч’н]

[ч’н’]

[шн] [шн’] [ч’н] [ч’н’] или [шн] [шн’]
со[ч’н]ый, пе[ч’н’]ик менее 2 примеров) (не банно-праче[шн]ый, пустя[шн]ный, (не менее 2 примеров)

балалае[ч’н]ый                  и балалае[шн]ый (не менее 2

примеров)

           

 

Задание 3.Определите произношение согласного звука в позиции перед [э].

Адаптер, автосервис, аутсайдер, ацтеки, бандероль, баронесса, бассейн, баттерфляй, бижутерия, дебют, девиз, дерматолог, детектив, кофе, макраме, нейлон, реноме, свитер, сертификат, тематика, фланель, френч, эстетика.

 

Задание 4. Определите [э] или [о] произносится в данных словах. Проверьте произношение по орфоэпическому словарю.

Желчь, заостренный, костюмер, молодежь, никчемный, новонаселенный, новорожденный, одновременный, острие, осужденный, подключенный, приобретенный, прокопченный, уцененный, учебный, филистер, хребет.

 

Задание 5.Найдите лексические ошибки и отредактируйте предложения.

1. Работники должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ. 2. Сегодня по телевизору сообщили рейтинг популярности артистов. 3. Мы с ним впервые познакомились в театре. 4. Исследователи преследуют несколько задач.

5. Неотъемлемым атрибутом современного студента является ноутбук. 6. Я одену маску. 7. Руководители организации должны вовремя предоставить отчет. 8. Только в феврале очень дешевые цены на весь ассортимент товара. 9. Прошедшие мероприятия прошли  удачно. 10. Задачи будущих перспектив стоят остро. 11. Я хочу подарить этот подарок безвозмездно. На перекрестке улиц Буденного и Новой произошли 15 ДТП, имевшие место быть в феврале месяце этого года.

Задание 6.Определите род имен существительных: авеню, адвокат, бигуди, ботфорт, ботфорта, бра, брюзга, брюки, будни, ветрище, визави, вольер, вольера, вуз, дождище, домишко, доцент, жадина, кофе, кудри, мямля, марабу, мэтр, обжора, пенальти, рефери, рохля, святоша, ТюмГУ, тезка, Тобольск, ханты.

 

Задание 7.Найдите и прокомментируйте ошибки в следующих словосочетаниях и предложениях. Исправьте их.

Представлять из себя, жалоба о несоответствии занимаемой должности, аспирант по кафедре, объяснить каждому по отдельности, ближе от меня сидит сестра, оплатить за проезд, указать об этом, на игрушке много блёстков, купи чехол для брелка.

Семинар 13. Подготовка к публичному выступлению

1. Основные требования к речи учителя на уроке

2. Речевая форма выступления

3. Поведение учителя на уроке (речевая индивидуальность, позиция учителя в ходе урока, внешний вид, манера говорения, движение, взгляд, позы и жесты, громкость, тем и интонация, приемы борьбы с волнением)

Подготовьте убеждающее выступление

1) о пользе бега по утрам (перед женщинами средних лет, перед пожилыми мужчинами);

2) о необходимости бросить курить (перед подростками, перед женщинами средних лет);

3) о необходимости сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак (перед женщинами среднего и старшего возраста, перед директорами предприятий)

Подготовьте информационную речь (5 мин). Обоснуйте актуальность выбранной ремы. Используйте приемы привлечения аудитории. Продумайте заключительные фразы речи.

1) События в нашей стране

2) События за рубежом

3) Новости науки и техники

4) Новости культурной жизни народа

5) Спортивные новости

6) Новинки литературы

7) Новости кино

 

Семинар 14. Поддержание внимания обучающихся на уроке

1. Факторы, влияющие на внимание обучающихся

2. «Чтение» учителем аудитории

3. Периоды внимания

4. Приемы поддержания внимания

5. Донесение основного содержания и главной мысли до обучающихся

 

Подготовить задание: проанализируйте выступление М.А.Шолохова во время получения Нобелевской премии. Каково основное содержание выступления, сформулируйте основную мысль. Выделите языковые средства поддержания внимания аудитории.

Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей Родины.

Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее полно охватить мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников.

Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Многие молодые течения в искусстве отвергают реализм, исходя из того, что он будто бы отслужил свое. Не боясь упреков в консерватизме, заявляю, что придерживаюсь противоположных взглядов, будучи убежденным приверженцем реалистического искусства.

Сейчас часто говорят о так называемом литературном авангарде, понимая под этим моднейшие опыты преимущественно в области формы. На мой взгляд, подлинным авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. И реализм в целом, и реалистический роман опираются на художественный опыт великих мастеров прошлого. Но в своем развитии приобрели существенно новые, глубоко современные черты.

Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни", переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им пути борьбы.

Человечество не раздроблено на сонм одиночек, индивидуумов, плавающих как бы в состоянии невесомости, подобно космонавтам, вышедшим за пределы земного притяжения. Мы живем на земле, подчиняемся земным законам, и, как говорится в Евангелии, дню нашему довлеет злоба его, его заботы и требования, его надежды на лучшее завтра. Гигантские слои населения земли движимы едиными стремлениями, живут общими интересами, в гораздо большей степени объединяющими их, нежели разъединяющими.

Это люди труда, те, кто своими руками и мозгом создает все. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу.

Отсюда проистекает все. Отсюда следуют выводы о том, каким мыслится мне, как советскому писателю, место художника в современном мире.

Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

В чем же состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества?

Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думап, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества.

Мой родной народ на своих исторических путях шел вперед не по торной дороге. Это были пути первооткрывателей, пионеров жизни. Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору.

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.

Благодарю всех, кто находится в этом зале, всех, кто прислал мне приветствия и поздравления в связи с Нобелевской премией.

 

Семинар 15. Совершенствование навыков речевой деятельности

1. Совершенствование навыков чтения

2. Совершенствование навыков слушания

3. Совершенствование навыков письменной речи

4. Совершенствование навыков устной речи (монолог, диалог, техника речи)

Подготовить лингвистическую деловую игру «Переговоры» (работа в группе)

Семинар 16. Этика и психология речевого общения

  1. Этика и речь
  2. Этика и сфера общения (урок, внеклассное общение)
  3. Основные типы коммуникабельности людей
  4. Невербальные средства общения

Подготовить задание:

1. Законспектируйте статью Козырев В.А., Черняк В.Д. Речевой портрет современного учителя: поиски идеала //. Universum: Вестник Герценовского университета – 2010. – № 1. – С. 36-42.

 

2. Разработайте формулы речевого этикета, составить мини-тексты с использованием формул этикета (извинения, благодарности, просьбы, благодарность, ответ на благодарность, согласие, сочувствие поддакивание, несогласие, приветствие, прощание, переспросы, поздравления, знакомство-представление, просьба поговорить, телефонные стереотипы)

 

Вопросы к экзамену

  1. Высшее образование в России.
  2. Возникновение и становление профессии учителя.
  3. Особенности педагогической профессии и перспективы ее развития.
  4. Изменение требований к личности учителя в исторической ретроспективе.
  5. Профессионально-значимые качества личности педагога.
  6. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание.
  7. Основные виды и функции педагогической деятельности.
  8. Сущность и взаимосвязь общей и профессиональная культуры.
  9. Понятие педагогического мастерства. Педагогические способности.
  10. Профессиональная компетентность педагога.
  11. Понятие о творчестве учителя. Уровни педагогического творчества.
  12. Педагогическое общение и его функции.
  13. Структура педагогического общения.
  14. Барьеры педагогического общения.
  15. Педагогические конфликты: виды, причины способы решения.
  16. Основные аспекты карьеры. Логика карьерного цикла.
  17. Типология карьеры и карьерные ориентации.
  18. Основы построения карьеры. Типы стратегий в карьере.
  19. Профессиональный рост педагога и карьера.
  20. Технологии планирования профессиональной карьеры.
  21. Понятие имиджа; составляющие имиджа педагога.
  22. Виды имиджа. Классификация имиджа.
  23. Языковая норма и история ее развития
  24. Основные черты современной произносительной нормы
  25. словообразовательные Морфологические нормы современного русского языка
  26. Синтаксические нормы современного русского языка
  27. Русская орфография и речевая культура
  28. Лексические нормы
  29. Фразеологизмы и крылатые слова в речи
  30. Субстандартная лексика и культура речи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: