МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИКЕ
Для групп 21А, 21 Б, 221, 222
ЗАДАНИЕ 1. МАСТЕРСКАЯ «УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ».
Ход мастерской:
1.Вспомнить и нарисовать на альбомном листе: предыдущее занятие (мастерскую «Мир детства»), погоду вчера и свое состояние сегодня.
2.Афиширование работ. Выделение общего в работах студентов.
3.Выполнить задание: «закройте глаза, откройте их и понаблюдайте».
4.Записать все возникшие в ходе выполнения задания мысли, чувства.
5.Афиширование.
6.В группах: написать глаголы, прилагательные и существительные, характеризующие «наблюдение».
7. Социализация.
8.В группах: написать определение «наблюдение - это...».
9. Социализация.
Ю.Рефлексия: «Когда я буду наблюдать на практике, я...». Домашнее задание: оформление дневника по практике и составление правил наблюдения.
ЗАДАНИЕ 2. КЛАСС КАК ДЕТСКОЕ СООБЩЕСТВО.
Цель наблюдения: выявить психолого-педагогические особенности класса как социальной единицы.
Школа и класс как преобладающая жизненная среда школьников.
|
|
Цель: определить валеологический и социально психологический аспекты наблюдения влияния окружающей среды на образовательный процесс в школе.
Ход работы
· пройти путь ребенка от дверей школы до класса.
• обратить внимание на цвет и размер стен, дверей, вид из окон в коридорах, столовой, классе.
• о чем думается, что ощущается, проходя по коридорам, находясь в столовой, в классе.
• роль информации на стенах школы,
• гигиенические требования к помещению: проветриваемость; гармония цвета, формы, размера парт и стульев; расстояние до доски; освещенность и др.
Рефлексия роль окружающего пространства на процесс обучения и воспитания.
•оценка принципа посадки детей в классе,
•выявление основных линий межличностного взаимодействия в классе при помощи наблюдения (мальчик-мальчик, мальчик-девочка, девочка-девочка),
•особенности комплектования класса (беседа с учителем),
•проведение методики выявления межличностных отношений (социометрия)
Задание 3.Знакомство со школой. Школа как образовательное учреждение.
Выступление администрации школы. Специфика школы, ее достижения, уникальный облик. Структура обучения и образовательные программы. Педагогический состав школы. Контингент учащихся. Режим работы школы.
Рефлексия
•сопоставление полученных результатов социометрии с результатами наблюдения;
•прогноз развития класса как социальной группы.
Оборудование
1.Таблица для наблюдения линий межличностного взаимодействия в классе, где в каждой графе отмечать факт взаимодействия (вербального или невербального) "+" (см. Табл. 2)
|
|
2.Бланки для проведения социометрии.
Социометрия.
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Учащимся предлагается записать фамилии и имена трех своих одноклассников, с которыми ему (на выбор):
•хотелось бы сидеть за одной партой (положительный эмоциональный выбор),
•хотелось бы выполнять важное дело (положительный деловой выбор).
Обработка социометрии.
1. Составить алфавитный список детей в виде следующей таблицы. Например, в классе 7 человек, (см. Таблицу 1)
2.Отметить плюсами (+) выборы детей. Например: Иванова Маша выбрала Савинова Андрея (№ 5), Семенову Катю (№6) и Семенову Диану (№7). Нужно отметить напротив фамилии Ивановой Маши плюсы в графах, соответствующих номеру этих детей. Далее, Игнатова Лера выбрала Семенову Катю, Иванову Машу и Ряпушкина Вову. И так далее.
3. Сосчитать количество выборов каждого ребенка (см. графу "сумма").
4. Определить возможного лидера класса - имеющего максимальное
количество баллов, и невыбираемого — с минимальным количеством баллов.
Таблица1.
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Иванова Маша | + | + | + | ||||
2 | Игнатова Лера | + | + | + | ||||
3 | Кузнецов Костя | + | + | + | ||||
4 | Ряпушкин Вова | + | + | + | ||||
5 | Савинов Андрей | + | + | + | ||||
6 | Семенова Катя | + | + | + | ||||
7 | Семенова Диана | + | + | + | ||||
Сумма | 3. | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 |
Таблица 2.
мальчик-мальчик | Сумма | девочка-девочка | Сумма | мальчик-девочка | Сумма |
+,+ | 2 | +,+,+,+,+, | 5 | +.+ | 2 |
ЗАДАНИЕ 4. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (НЕВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)
Цель наблюдения: изучение невербального взаимодействия учителя с учащимися в процессе обучения.
Ход работы:
· «отметить маршрут движения учителя на уроке;
•выделить способы невербального взаимодействия, которые учитель использует на уроке как ко всему классу, так и к отдельным ученикам (взгляды, жесты, поглаживание по голове и др.);
•отметить ответную реакцию детей на невербальное обращение учителя к ученику.
Рефлексия
• сопоставить маршрут движения учителя с целевым назначением этапов урока;
• определить условия и результативность невербального взаимодействия учителя с учащимися.
• составить копилку невербальных взаимодействий учителя,
• классифицировать невербальные взаимодействия по их функциональному назначению, например: для привлечения внимания, для выделения сказанного, для побуждения к действиям и т.д.
• показать фрагмент урока, в котором учитель использует только невербальные способы взаимодействия с учащимися
Оборудование
1.План класса с указанием расположения парт, доски, для наблюдения окон, дверей.
2. Таблица для записи способов невербального взаимодействия учителя с учащимися. (Таблица 3)
3.Таблица для записи выделенных этапов урока. (Таблица 4)
Таблица 3
Способы невербального взаимодействия обращенные к конкретному ребенку | Ответная реакция ребенка | Способы невербального взаимодействия обращенные к о всему классу | Ответная реакция класса |
Таблица 4
Этап урока | Цель данного этапа | Продолжительность этапа |
Например: Подготовка к уроку, приветствие учителю | Проверка готовности учащихся к уроку | 9.00 - 9. 03 |
ЗАДАНИЕ 5. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ВЕРБАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ).
|
|
Цель наблюдения: вербальное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Ход работы
•осуществление количественного анализа обращений учителя к учащимся и учащихся к учителю при помощи методики "Колючий шар";
•осуществление качественного анализа обращений учителя к учащимся в процессе заполнения таблицы "Стиль обращения к детям" (Таблица 5).
Рефлексия:
• выявить стиль взаимодействия учителя с учащимися (отстраненный, личностно-ориентированный и т.п.);
• •определить взаимосвязь между количеством обращений детей к учителю и стилем работы учителя;
• •влияние разных по стилю обращений учителя к детям на работоспособность учащихся и психо-эмоциональную атмосферу класса.
Оборудование для наблюдения
1.Круг диаметром 5-6 см. (для методики "Колючий шар"). (Таблица 5)
Методика "Колючий шар".
Цель: подсчет обращений учителя к учащим и учащихся к учителю во время урока.
Необходимо помещать стрелку, направленную из круга, если учитель обращается к детям (—>) и стрелку направленную в центр круга, если дети обращаются к учителю (<—). По окончании урока производится подсчет обращений учителя и детей.
Например:
Количество обращений детей к учителю = 2
Количество обращений учителя к детям =1
Таблица 5
Обращения учителя к детям | |||
по имени | по фамилии | с уменьшительно-ласкательным суффиксом | безличное обращение |
Сумма = | Сумма = | Сумма = | Сумма = |
При обращении учителя к детям тем или иным указанным способом необходимо в данной графе ставить "+". В конце наблюдения сосчитать сумму "+" по каждой графе.
ЗАДАНИЕ 6. «КАРДИОГРАММА» УРОКА:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ.
Цель наблюдения: соотнесение видов деятельности учителя и учащихся на уроке
Ход работы:
•наблюдение за деятельностью учителя (Таблица 6);
•наблюдение за деятельностью учеников (Таблица 7);
•составление "кардиограммы" урока - сопоставление деятельности учителя и учащихся.
Рефлексия:
|
|
•выявление преобладающей деятельности учителя и учащихся;
•валеологическая оценка деятельности учителя и учащихся;
•деятельность учащихся как отражение деятельности учителя и замысла урока.
Оборудование для наблюдения:
1.Таблица 6.
2.Таблица 7. (Цветные карандаши).
Таблица 6.
Деятельность учителя | |||||||
по передаче информации | Время | регулирующая | Время | общение с учащимися | Время | Другая деятельность | Время |
В графе время необходимо отмечать начало и окончание указанного вида деятельности учителя.
Таблица 7.
Вид деятельности учеников | Время |
например: слушают задание учителя | 9.15 - 9.23 |
СОСТАВЛЕНИЕ "КАРДИОГРАММЫ" УРОКА.
Цель: сопоставление деятельности учителя и учащихся на уроке.
1)Провести горизонтальную линию, которая будет являться осью времени.
На оси отметить временные промежутки, где 1 см. равен 5 мин.
Например, 9.00 9.05 9.10 и т.д.
2) Деятельность учителя и учащегося отметить по разные стороны оси:
сверху — деятельность учителя, снизу — ученика (разными цветами).
3) Активная деятельность отмечается знаком: "VVVVVVV", пассивная отмечается линией ".