Жизненный и творческий путь Й. Гайдна

Гайдн – великий австрийский композитор – прошёл большой творческий путь. Значительнейшие произведения Гайдна («Лондонские» симфонии, последние квартеты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») созданы им в последние годы жизни (90-е годы XVIII века). Эти произведения, являющиеся блестящим итогом творчества композитора принадлежат к высшим достижениям венской классической школы и составляют драгоценную часть мирового наследия музыкального искусства.

Гайдн оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Но при всех высоких художественных качествах и совершенном мастерстве произведений Гайдна различных жанров основное историческое и художественное значение приобрела его инструментальная музыка – симфоническая и камерная, а также две последних оратории. В симфониях, концертах, квартетах и в других жанрах инструментальной музыки, созданных в 90-е годы, со всей силой проявилась вся самобытность творчества Гайдна как выдающегося художника, глубоко связанного с австрийской национальной демократической культурой.

Детство композитора. Йозеф Гайдн родился 1 апреля 1732 года в маленькой деревне Нижней Австрии Рорау. Отец его был по профессии каретником, а мать – кухаркой. Родители обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин по слуху пел и аккомпанировал себе на арфе.

Деревенская обстановка, в которой Гайдн провёл своё раннее детство, народные танцы и песни явились той почвой, на которой так мощно выросло будущее творчество композитора. Во всех его произведениях сохраняется связь с австрийским народным творчеством.

На музыкальное дарование Гайдна, обнаружившееся чрезвычайно рано, обратил внимание школьный учитель и церковный регент Франк. Он увёз мальчика к себе в маленький городок на берегу Дуная – Гайнбург, где Гайдн стал петь в церковном хоре, обучаться нотной грамоте, а также игре на скрипке и клавесине. Эти занятия продолжались три года.

Служба в венском соборе св. Стефана. Однажды церковь в Гайнбурге посетил венский композитор и капельмейстер Георг Ройтер, совершавший поездку по Австрии с целью подбора мальчиков с хорошими голосами для своего соборного хора. Ройтер обратил внимание на красивое сопрано и необычайную музыкальность Гайдна и увёз его с собой в вену. Там Гайдн пел в хоре св. Стефана.

Служба мальчика в церкви была довольно тяжела: Гайдну приходилось ежедневно участвовать в длинных богослужениях, репетировать к ним, принимать участие в многочисленных придворных торжествах. Для учения оставалось мало времени.

Кроме того, руководитель хора Ройтер уделял мало внимания первым композиторским опытам Гайдна и за девять лет дал ему всего два урока теории композиции. Гайдн не имел настоящих учителей. «Истинной школой» для него была сама жизнь и практическая работа. Репертуар церковного хора состоял из многочисленных культовых сочинений в полифоническом стиле (австрийских и итальянских композиторов), среди которых были и шедевры контрапунктического искусства. Принимая непосредственное участие в исполнении полифонической музыки прошлого, гениально одарённый юноша, схватывавший всё буквально на лету, в работе над своими первыми сочинениями постиг в совершенстве это искусство.

Немалое значение для творческого развития Гайдна имела музыкальная жизнь Вены, её богатый и своеобразный фольклор, итальянская опера, инструментальная музыка, распространённая в быту, а также сопровождавшая трапезы богатых вельмож.

Увольнение со службы. С наступлением возраста, когда у мальчиков начинает ломаться голос, их безжалостно увольняли. Та же участь постигла и Гайдна. Он нашёл маленькую комнату под самой крышей большого дома. Там был старый, разбитый клавикорд, на котором Гайдн мог играть, сколько ему было угодно. Уже в эти годы молодые годы Гайдну пришлось познать нужду. В поисках заработка он скитался по близлежащим городкам и сёлам, надеясь устроиться органистом в какой-нибудь церкви. Но все эти попытки на к чему не приводили, и, не достигнув цели, Гайдн возвращался в Вену. Основное время занимали частные уроки.

Живя в своей маленькой, холодной и сырой комнате, Гайдн много занимался: играл на клавикорде и на скрипке, читал труды по теории музыки, изучал произведения разных композиторов, сочинял. Сильнейшее впечатление произвели на него клавирные сонаты Филлиппа Эммануила Баха, ставшего отныне одним из любимейших композиторов Гайдна.

Музыкальный быт Вены. Лишь благодаря своему жизнерадостному характеру и присущему ему оптимизму Гайдн не унывал. Он принимал живое участие в шуточных проделках товарищей и в ночных серенадах. Исполнение всевозможных лендлеров, экосезов и других танцев ещё более сблизило Гайдна с бытовой музыкой Вены (наряду с деревенскими впечатлениями в детстве), что имело неоценимое значение для его творческого роста; именно австрийская народно-бытовая музыка в основном определила музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна.

Первый зингшпиль. Однажды одну из ночных уличных серенад, сочинённую Гайдном, услышал комический актёр Курц. Он был создателем и участником целого ряда балаганных арлекинад, исполнителем роли шута, известного под именем Гансвурста. Курц предложил Гайдну написать музыкальную комедию (зингшпиль) под названием «Асмодей, или Новый хромой бес». Зингшпиль девятнадцатилетнего Гайдна (поставленный с успехом в венском театре «Kartner-tor» был первым сочинением для сцены. Музыка этого зингшпиля не сохранилась.

Никколо Порпоро. Чувствуя в своих сочинениях недостатки композиторской техники, Гайдн всё больше ощущал настоятельную потребность серьёзно учиться. Не имея на это средств, Гайдн поступил аккомпаниатором в класс итальянского композитора, певца и педагога Никколо Порпора, жившего в то время в Вене. Будучи не только аккомпаниатором, но и прислуживая ему в качестве лакея (чистка сапог, уборка комнат и т.д.), Гайдн мог пользоваться советами маститого музыканта в области композиторского творчества. От общения с Порпора Гайдн извлёк некоторую пользу: упорядочил свои знания в искусстве контрапункта и генерал-баса (то есть гармонии).

Участие в квартетной игре. В 1755 году Гайдн становится участником музыкального кружка в имении помещика Фюрнберга. Он был просвещённым человеком, большим любителем музыки и часто устраивал у себя в доме квартетные вечера. Фюрнберг пригласил Гайдна в качестве исполнителя партии скрипки в квартетах. Это несколько улучшило материальное положение Гайдна, так как участие в любительских ансамблях музыканта-профессионала оплачивалось, и. что особенно важно, способствовало дальнейшему творческому росту Гайдна. Для кружка он написал около двадцати квартетов, явившихся первыми его произведениями в жанре камерно-инструментальной музыки. Уже в этих квартетах с большой определённостью сказываются черты нового стиля, получившие в его произведениях столь мощное развитие: яркая народная основа музыки (танцевальная или песенная), жизнерадостность, юмор, обращение к гомофонно-гармоническому письму.

На службе у графа М.Морцина. По рекомендации Фюрнберга Гайдн в 1759 году был принят на должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина, содержавшего в своём имении Лукавец (в Чехии) небольшую оркестровую капеллу и з двенадцати музыкантов. Для этой капеллы Гайдн писал, главным образом, дивертисменты развлекательного характера. Но именно здесь в 1759 году им были созданы и первые симфонии. В них ещё нет той значительности содержания, новаторства и мастерства, каких достиг Гайдн в симфонических произведениях 80-х и 90-х годов, но это было началом его творческой деятельности в той области, в которой ему суждено было сыграть особо выдающуюся роль.

На рубеже 30-40 г.г. симфония отпочковалась от оперной увертюры, стала самостоятельной концертной пьесой, сохранив черты строения увертюры – трёхчастность (1ч. – быстрая, контрастная, 2ч. – спокойная, серенадного характера и 3ч. – быстрый финал, игровой или танцевальный.). Позднее перед финалом стал звучать менуэт. Длилась вся симфония около 15 минут.

Симфония – первоначально жанр развлекательный, потому, что отпочковалась она не просто от оперы, а от оперы-buffo, но с 1780-х г. развлекательных симфоний никто не пишет. Симфония в Германии и Австрии входит в ранг самого серьёзного и престижного жанра инструментальной музыки и в этом ранге остаётся до наших дней. Гайдн первым, кто почувствовал такие перспективы симфонии и первым дал образцы такой симфонии. Это у него произошло не сразу, но буквально уже в первые год работы у него получилось отделить образный мир симфонии от образов оперы-buffo.

На службе у Эстерхази. Прослужив всего два года капельмейстером у графа Морцина, Гайдн в 1761 году перешёл на работу в капеллу венгерского князя Павла Антона Эстерхази. Руководителем этой капеллы Гайдн был в течении тридцати лет, до 1791 года.

Капелла князя Эстерхази находилась в его резиденции в венгерском городке Эйзенштадте (недалеко от Вены). Первоначально число музыкантов составляло 14 человек (не считая органиста и нескольких певцов и певиц).

Служебные и административные обязанности. У Гайдна было много различных обязанностей, записанных в договоре, который он заключил с Эстерхази. Этот договор представляет собой интереснейший в историческом отношении документ. Он характеризует социальное положение музыканта XVIII века, находившегося на придворной службе в условиях феодально-абсолютисткого строя. Так, согласно договору, Гайдн был обязан написать к определённому дню (когда ожидались гости) симфонию, квартет или мессу и вообще сочинять множество произведений по заказу своего хозяина; разучивать новые произведения с капеллой и исполнять их в назначенный день; являться на работу одетым по надлежащей форме; ежедневно до и после обеда ожидать в приёмной распоряжения князя, касающихся музыки на сегодняшний день; следить за дисциплиной в капелле, записывать в штрафную книгу опаздывающих на репетиции; быть ответственным за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот; давать уроки певцам и т.д.

Несмотря на массу административных обязанностей, Гайдн очень много сочинял. Из произведений, созданных им в первый год работы у Эстерхази (1761), выделяются три симфонии: «Утро», «Полдень», «Вечер», где раскрыт полный летний день от восхода до заката.

Черты симфоний, которые станут сквозными в дальнейшем симфоническом творчестве Гайдна:

- полна свобода во владении средствами;

- самостоятельность;

- сочетание юмора и серьёзности, лёгкости и монументальности.

- народная основа музыки;

- тематические и динамические контрасты;

В этих симфониях можно почувствовать личность Гайдна в его отношении к миру, к вечной проблеме человек и мир: человек раскрывается миру с доверием и мир раскрывается навстречу ему, и между ними нет никаких противоречий.

После смерти старого князя Павла Антона Эстерхази его наследник Николай Эстерхази, склонный к удовольствиям, решил подражать роскоши Версаля. Он построил в Нижней Венгрии, недалеко от Эйзенштадта, пышный дворец из ста двадцати шести комнат, при дворце выстроил два театра – оперный и театр марионеток; увеличил состав капеллы до двадцати пяти человек. Эта летняя резиденция младшего Эстерхази получила название «Эстерхаз». Сюда он выезжал на летние месяцы вместе со своей капеллой и капельмейстером.

Произведения первого десятилетия службы у Эстерхази. «Прощальная симфония». В доме Николая Эстерхази музыка занимала первое место, и Гайдн работал очень много: писал симфонии, мессы, квартеты, оперы, музыку для театра марионеток, много произведений для баритона – любимого инструмента князя; все эти произведения сразу же исполнялись под управлением самого Гайдна. Изредка он вместе с капеллой сопровождал князя в Вену, где дирижировал своими симфониями во дворцах венской знати.

Период 1768-1772 г.г. – 20 симфоний (№32-№52), из которых 6 минорных.

Минорные симфонии редкость в эту эпоху. У Гайдна из предыдущих симфоний две минорных, и в последующих минорная тональность встретится два раза.

Особенность этих симфоний:

- психологическая сложность и глубина;

- с этой группы симфоний начинается современный симфонический концертный репертуар.

Интереснейшим сочинением раннего периода творчества Гайдна является «Прощальная симфония», созданная в 1772 году. Это произведение занимает особое место в симфоническом творчестве Гайдна и резко выделяется среди его ранних симфоний. Вместо традиционных четырёх в ней пять частей. Симфонию играли при зажжённых свечах, во время исполнения последней части музыканты по очереди тушили свечи, забирали свои инструменты и уходили (сначала валторнист, затем гобоист и т.д.; наконец, оставались два скрипача, которые тихо и грустно заканчивали симфонию. В отличии от более ранних симфоний Гайдна, преимущественно развлекательно-весёлого характера, в «Прощальной симфонии» преобладают патетические, драматические образы, особенно в первой и четвёртой частях, близкие некоторым страницам музыки Бетховена; в то время как подавляющее большинство симфоний Гайдна мажорные, «Прощальная симфония» написана в минорной тональности (фа-диез минор).

Начало творческой зрелости. «Парижские» симфонии. В 80-е годы творчество Гайдна достигает полной зрелости и мастерства; окончательно устанавливается его композиторский стиль. К лучшим произведениям Гайдна 80-х годов относится шесть так называемых «Парижских» симфоний (1786). Они были исполнены впервые в Париже под управлением Госсека.

1986г. – заказ из Парижа на сочинение шести симфоний для оркестра Олимпийской ложи (один из самых крупных и лучших оркестров Европы).

 Гайдн к этому времени – лидер европейской симфонии, но шесть Парижских симфоний (№82-№87) подняли его авторитет на небывалую высоту. Перед нами музыка неповторимого богатства, неповторимой виртуозной техники, музыка свежего изобретения, в которую втягивается гораздо более широкий круг жизненных явлений, что составляет сущность современной симфонии.

Это сказывается на углублении индивидуальности темы и на обострении контраста между темами (симфония № 83 – побочная тема «Курица» Рамо). Гайдн также объединил элементы высокого искусства с искусством почвенным, народно-танцевальным и народно-песенным, и сделал это на таком уровне, который до него был немыслим (симфония №82, тема медвежьих поводырей). Проще, первичней материала не придумаешь, но потом этот материал развёртывается в самых сложных, в самых можно сказать фигурах высшего пилотажа музыкально-композиционных приёмов.

Это же десятилетия ознаменовалось сближением и дружбой между Гайдном и Моцартом, который знал и высоко ценил сочинения Гайдна. Моцарт считал Гайдна одним из своих «духовных учителей», и некоторое влияние его музыки сказалось в ранних произведениях Моцарта. Также и Гайдн видел в Моцарте гениального музыканта. В своих поздних величайших сочинениях 90-х годов, написанных после смерти Моцарта, Гайдн творчески претворил некоторые принципы моцартовского симфонического творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: