Требования к проверке и оценке знаний

В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верной постановки проверки знаний зависит успех процесса обучения.

Существует прямая и непосредственная зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контроля. Контроль — это выявление, измерение и оценивания знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контроля. Основной дидактической функцией ее является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно». и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5).

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование. Чем больше объективности при оценке знаний учащихся, независимо от учебного предмета, тем больше это стимулирует учащихся. Как правило, оценка должна ставиться за уровень и характер знаний, но не в порядке награды или наказания за поведение на уроке. Требования к оценке должны быть оптимальными (незавышенными и незаниженными). Так называемое «завышение» оценки снижает уровень развития учащихся, уровень их знаний. Вместе с тем, слишком высокие требования тоже вредны, они снижают интерес к учебе. Недопустимо влияние на оценку негативного отношения учителя к отдельным учащимся («больше тройки не получишь» и т. п.). Наиболее объективным критерием оценки всегда должна являться программа соответствующего учебного предмета.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

В советской школе принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»). Она является единой для всей страны. Важно иметь в виду, что один и тот же уровень знаний учащихся должен оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут хорошо знать и соблюдать в своей работе требования к знаниям учащихся. Приведем наиболее важные из них.

1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.

2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.

3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.

4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.

5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся.

Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.

На основе обших требований формулируются критерии и нормы оценок. Они по каждому предмету различны.

Исходным документом в оценке знаний является программа, в которой для каждого года обучения точно очерчен объем знаний, умений и навыков. В зависимости от того, как ученик знает программный материал на том или ином этапе обучения, он и получает соответствующую оценку.

Чтобы не допускать ошибок в оценке, нужно очень хорошо знать программу и объем требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся для каждого года обучения. С этими требованиями надо постоянно знакомить и учащихся.

Критерии оценки разрабатываются для каждого предмета, исходя из его особенностей. Каждую оценку учитель сопровождает кратким, четким анализом ответа ученика: «Ты сегодня ответил очень хорошо, грамотно, очень хорошо знаешь правила, привел много интересных примеров, ставлю тебе «5», «Материал знаешь хорошо, грамотно и последовательно построил рассказ, но допустил некоторую неточность в определении. В дальнейшем будь внимательнее, ставлю тебе «4». Если ученику должна быть выставлена посредственная оценка, то учитель указывает на допущение неточности, например в формулировке правил, на книжные примеры, обращает внимание ученика на тот материал, который им слабо усвоен.

В связи с использованием поурочного балла как вида оценки знаний сложилась практика выставления оценки обязательно в конце урока. Однако такая практика не может быть признана правильной с точки зрения требования индивидуального подхода к оценке знаний. В каждом классе есть дети, которые регулярно занимаются, хорошо знают материал и всегда готовы к ответу. Таким учащимся надо выставлять оценку сразу после ответа. Невнимательных, недисциплинированных можно, наоборот, предупредить о том, что учитель наблюдает за их работой и в конце урока намерен выставить оценку. Это подтянет и организует их.

Можно указать на некоторые особенности использования оценки в 1м классе. С первых шагов обучения детям трудно понять и овладеть требованиями к их знаниям. К тому же у них нет еще и устойчивого интереса к учению. Поэтому предъявление высоких, невыполнимых требований может погасить чуть появившийся интерес. Эти обстоятельства учитываются учителями в работе с первоклассниками. Опытные учителя в первые дни выставляют всем детям только «5», а затем появляются «4». Слабым ученикам оценки временно не выставляют, им оказывают дополнительную помощь, чтобы поддержать и развить интерес к учению, устранить условия для возникновения неуверенности, разочарования и отчаяния.

Следует сделать несколько замечаний о выставлении итоговых оценок. Итоговая оценка за I четверть в 1м классе не выставляется. Четвертные оценки учитель выставляет с учетом уровня знаний учащихся. Так, если ученик все время повышал свои успехи в учебе, оценка выставляется по результатам IV четверти.

Во всех случаях при выставлении итоговой оценки надо использовать не только полученные отметки, но и результаты наблюдений за работой ученика, качество его практических работ.

В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.

1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.

2. При оценке обязательным является анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить внимание при повторении материала.

3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же. Приходится отмечать, что некоторые учителя, составив определенное мнение об учащихся, перестают быть объективными и нередко завышают оценки хорошим ученикам. Слабые же ученики у таких учителей, как правило, не получают хороших оценок. Дети очень быстро понимают, что учитель не объективен, и перестают старательно учиться.

Так, учителя восьмилетней школы деревни Белый Свет Братского района Иркутской области на протяжении ряда лет не выставляют отрицательных оценок учащимся и строят свои отношения с воспитанниками не на страхе перед плохой отметкой, а на развитии чувства ответственности и полного взаимного доверия. Учителя добились того, что в начале урока каждый ученик, если он не готов к уроку, ставит учителя об этом в известность. Если дети не поняли изученного материала, то им после уроков оказывают дополнительную помощь. Другие причины выясняются, как правило, наедине с учителем. В последующие дни дети чаще всего сами просят учителя вызвать их, чтобы ликвидировать образующуюся задолженность.

Учителя убедились в том, что такой подход дал им огромную экономию времени за счет исключения выяснения причин невыполнения задания и не всегда удачных и поспешных замечаний и нотаций учащимся.

Но главным итогом учителя считают установление теплых, доверительных отношений учителей и учащихся, рост сплоченности классных коллективов, изменение содержания и форм совместной работы школы и родителей. Это пока опыты. Их не следует механически без всякой подготовки насаждать в любой школе, но они многое дают для размышлений, постепенного изменения учителем образа своих действий, чтобы сделать оценку мощным средством организации коллектива, развития целеустремленности, трудолюбия, честности, а также внимания и прилежания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: