Становление и развитие гомельских профессиональных музыкальных школ в начале 20-х гг. ХХ века

 

 

 

Выполнила

Студентка группы И-22

Васильева Анастасия Владимировна

 

 

Гомель 2012

Становление и развитие гомельских профессиональных музыкальных школ в начале 20-х гг. ХХ века

 

Тема моего реферата: «Становление и развитие гомельских профессиональных музыкальных школ в начале 1920-х гг. ХХ века». По данной теме мной была проведена исследовательская работа в областном архиве г. Гомеля. Были прочитаны и проанализированы документы, на основе которых был написан реферат. Главной задачей, в написании работы, было показать, как формировались и развивались профессиональные музыкальные школы в Гомеле. Целью данной работы является характеристика гомельских музыкальных школ в период с 1921 по 1926 г.

Распоряжением Губисполкома в 1918 г. в Гомеле была учреждена первая профессиональная музыкальная школа. Заведующим школой был Назаров [1, с. 187]. На территории гомельской губернии были открыты профессиональные музыкальные школы и в Новозыбкове, Клинцах, Семёновке, которая входила в состав гомельской губернии до 1924 года [2, с. 63]. Помещение гомельской государственной музыкальной школы находилось в парке имени Луначарского. Приказом Губисполкома от 31 августа 1921 года школа должна была освободить помещение [2, с. 58]. В 12 часов 17 сентября был срочный приём учеников. Набирались дети от 8 до 10 лет, так, чтобы учащиеся смогли закончить музыкальную школу к 18 годам. Сначала срок обучения составлял 4 года. Была разработана программа обучения, в которую входило: хоровое пение, инструментальный и камерный ансамбль, чтение нотного листа. Имелись следующие специальности: фортепиано, виолончель, скрипка, сольное пение [2, с. 80]. Музыкальная педагогическая секция 20 ноября 1921 г. попросила делегировать одного представителя на двухнедельные курсы для подготовки работников по музыкальному образованию. Приглашали людей с образованием не ниже среднего и обязательной музыкальной грамотности. По адресу Каретный ряд, Лихов переулок, 6 [2, с. 1]. В начале следующего месяца этого же года, а именно 6 декабря 1921 г. в Москве была проведена конференция по художественно-профессиональному образованию. Данная конференция являлась первой попыткой поставить на твёрдую почву дело художественно-профессионального образования, учитывая опыт, систематизировать его, координировать существовавшую работу, и конечной целью было выработать ясные планы на будущее [2, с. 4]. Количество педагогов на 30 ноября 1921 г. составляло 10 человек: Р. Розенблюм, Ф. Цырлин, О. Лемкевич, В. Вихман (фортепиано); С. Захарин, Д. Вихман, (скрипка) И. Певзнер (виолончели); М. Кузьлицкая (сольное пение); И. Качапов (сольфеджио); К. Любченко (хоровое пение) [2, с. 13]. Спустя три месяца коллектив педагогов по данным документов составлял уже 16 человек, а это уже на 6 специалистов больше. Обучалось музыкальной грамотности 170 человек. Так же в документе затронут вопрос о посещаемости занятий в государственной музыкальной школе. Итого педагоги посещали свои занятия на 79%, а учащиеся на 50%. Причинами такого слабого посещения были отъезда педагогов в командировки, различные заседания, распространённой причиной была также ухудшения здоровья, так как зимой помещение школы не отапливалось по 2 – 3 недели, из-за нехватки дров [1, с. 22 - 23].11 членов преподавательского состава изъявили просьбу об открытии ещё одной профессиональной музыкальной школы на 200 человек с 50-ю бесплатных местами [2, с. 16]. Вторая музыкальная школа начала работать с торжественного открытия 3 января 1922 года, которое проходило совместно с принятыми учащимися, их родителями и преподавателями [3, с. 5]. На заседании второй государственной музыкальной школе Гомеля от 2 января 1922 года была установлена оплата за обучение, которая устанавливалась в присутствии родителей. Таким образом платное обучение делилось на три категории: 1) 140 000 рублей; 2) 100 000 рублей; 3) 70 000 рублей [3, с. 12]. Но оплата за обучение неустанно росла, что вызвало естественное недовольство родителей, так было отправлено множество писем и жалоб заведующему музыкальной школы [3, с. 31].  Докладчик Захарин, который стал заведующим второй музыкальной школы в Гомеле, отмечает, что открытие ещё одной музыкальной школы в Гомеле благоприятно отразилось на развитии музыкального образования. Так 68% учащихся были названы преподавательским составом талантами. В связи с отъездами Захарина, на его должность назначался Розенблюм. Занятия проходили 4 раза в неделю, устраивались показательные концерты.[3, с. 1]. Открытая музыкальная школа определила для первой ступени обучения срок 4 года, без предварительной подготовки. В эту ступень принимались дети от 8 до 12 лет, с хорошим музыкальным слухом. Для продолжения обучения в музыкальной школе, после четырёхгодичного курса первой ступени, на вторую ступень принимались учащиеся со знание техники по избранной специальности. Здесь предельный возраст 21 год. Ежегодно преподавателями должен был осуществляться зачёт по пройденному курсу. Что касается управлением школы, то во главе стоит заведующий, который несёт ответственность за всю работу музыкальной школы. Хозяйственной стороной школы ведают помощник заведующего, педагогический совет. В совет школы входят следующие лица: заведующий музыкальной школы, весь преподавательский состав, представитель от Профобра и два представителя от учащихся не моложе 16 лет [3. с. 10].

На заседании правления Губотдела Рабис от 30 января 1923 года выделялся представитель для обследования музыкальных школ [4, с. 9]. Педагогическому персоналу было поручено выразить подробные программы каждого курса в недельный срок и предоставить на утверждение школьного совета. Ответственными за исполнение данного распоряжения были назначены преподаватели Розенблюм и Васильева по классу фортепиано, Певзнер – виолончель, Махнач – контрабас, Назаров, Туренков – по теоретическим предметам. Срок обучения, по сравнению с предыдущим учебным годом, изменился. Так срок обучения в первой ступени увеличился на 1 год, т. е. стал 5 лет, для того, чтобы учащиеся были более подготовленными для дальнейшего обучения во второй ступени, где срок обучения составлял уже 3, а не 4 года [4, с. 15].

Первая профессиональная музыкальная школа находилась не в плачевном, но и не в хорошем финансовом положении. В подтверждение этого можно привести статистику расходов и доходов школы. Так на апрель 1923 года расходы первой музыкальной школа составляли 8 639 рублей, в свою очередь доходы – 8 672 рублей [4, с. 71].Что бы как-то улучшить финансовое положение школы 12 апреля 1923 года было подписано соглашение между музыкальной школой и турно Кримера. Музыкальная школа дала в аренду концертный зал по улице Замковая, 42 для концерта Кримера. Вместе с залом в аренду был сдан один рояль школы. Согласно с соглашением, музыкальная школа должна была предоставить вешалки. Освещение и отопление в этот вечер на Кримере. Музыкальная школа получает 10% от прибыли. Для беднейших учащихся Кример предоставил 10 билетов. Из этого документа можно сделать вывод, что зал музыкальной школы находился в хорошем состоянии [4, с. 40]. Музыкальных инструментов в школах гомельской губернии катастрофически не хватало. И первая гомельская государственная школа Назарова передала по указу Губисполкома в Клинцы 13 скрипок, 2 флейты, 3 кларнета, 5 корнетов, 2 альты, 3 контрабаса в период с 18 апреля 1923 года по 7 мая этого же года.

В 1923 году заведующий музыкальной школы Назаров возвращается в Москву и временно передаёт свой пост Туренкову. Тем временем Дзюба Василий Афанасьевич пишет заявление с просьбой назначить его заведующим гомельской музыкальной школы на 1923/24 учебный год. Он был музыкально образованным человеком, окончил Черниговское музыкальное училище, затем киевскую государственную консерваторию по классу виолончели. В заявлении Дзюба чётко изъявил свои условия: месячный оклад должен составлять 45 рублей по официальному курсу, ему также должны предоставить квартиру, в которой должно быть не мене 2-ух комнат. И это вполне нормальные условия [4, с. 110]. Специальная музыкальная школа имеет целью отпускать хорошо подготовленных работников во всех отраслях музыкального искусства: композиторов, теоретиков, дирижёров, оркестровых исполнителей, солистов, педагогов и инструкторов. Для этого музыкальная школа была разделена на отделы: научно-теоретический, теоретический. Исполнительский, педагогический [4, с. 113].

На заседании Президиума государственной музыкальной школы было решено объединить первую и вторую музыкальные школа в Гомеле и присвоить школе наименование государственной профтехнической музыкальной школы первой и второй ступени «Госпрофмузшкола» [4, с. 131]. Музыкальная школа как профессиональная школа, могла существовать при том условии, если при ней создать инструкторско-педагогическое и исполнительское отделение. Президиуму школы был дан указ выработать точный план, и не позже чем к 14 октября 1923 года предоставить его в Губпрофобр [4, с. 184]. А при музыкальной общеобразовательной школе открыть отделение для взрослых, что заметно увеличило чисто учащихся. Ведь заниматься музыкой хотели многие люди разного возраста и социального положения. Заведующим музыкального техникума был назначен В. А. Дзюба [4, с. 142].

25 января 1924 года Дзюба написал заявление в Коллегию Губпрофобра об увольнении его с занимаемой должности. Всего было подано два заявления, но ни на одно ответа не было. Дзюба, в своих заявлениях, указывал на веские причинны, своего увольнения. Он отмечал то, что Губпрофобр многократно указывал, что заведующий должен быть коммунистом, а пока подыщут подходящего человека, то пусть будет Дзюба. Дзюба считает, невозможным работать там, глее на его место подыскивают другого человека, так как это сильно давит на его самооценку. Из-за обострённых отношений союза «Рабис» с Губпрофообром и школой невозможно было проводить в жизнь постановления Губпрофобра по улучшению учебной и хозяйственной жизни школы. Так же председатель союза «Рабис» официально заявлял, что Дзюбы слабый руководитель. Плюс ко всему его условия при поступлении на должность заведующего не были выполнены, да ещё и постоянные интрижки в педагогическом коллективе делали работу Дзюбы заведующим невозможной. Из всего вышесказанного следует вывод, что обстановка в школе была крайне неблагоприятна для процветания музыкальной школы, финансирование было слабым, коллектив не сплочённым [5, с. 23]. Заведующим был назначен Розенблюм [5, с. 42]. На этой должности он пробыл недолго и 4 февраля следующего года написал заявление об увольнении по причине ухудшения здоровья [6, с. 10]. Временным заведующим становиться Б. С. Вепринский, но в постановлении заведующего Губнаробразома от 4 апреля 1925 года заведующим музыкальной школы упоминается Берлин [6, с. 68]. Тем временем ревизионной комиссией от 6 марта 1925 года было обозначено, что в государственной профессиональной музыкальной школе имени А. Н. Скрябина задолженность за обучение составляет 417 рублей, 6 копеек [6, с. 73]. И уже в следующем месяце задолженность за обучение возросла да предельной высоты. А именно 1359 рублей 29 копеек, что свидетельствует о понижении уровня жизни населения [6, с. 78]. 

На 1924/25 учебный год в профтехнической музыкальной школе срок обучения составлял 8 лет. В музыкальной школе в первую очередь должны были заниматься дети членов Союза, а затем дети «нетрудового» элемента. Для подтверждения данного заявления можно обозначить, что 270 учеников были детьми членов Союза. 19 учеников являлись детьми кустарей, а 50 учеников приходилось на долю детей «нетрудового» элемента [6, с. 79]. Последующее уменьшение количества «нетрудового» элемента повлияло на материальное положение школы и в связи с образованием задолженности в 1 500 рублей школа имела дефицит. Вепринский предложил избрать временный Комсод для лучшего сближения с родителями. Было решено вносить плату в два срока [6, с. 95].

Следующий учебный год был начат при тяжёлых условиях. Нельзя было твёрдо поставить работу школы. В сентябре 1925 года из школы ушёл Дзюба. Это очень подорвало работу школы, потому что до последнего времени школа была без класса виолончели. Затем уход скрипача Бугачевского, что очень отразилось на программе общей школьной работы. Так же не было проведено ни одного показательного концерта, который бы показал музыкальную грамотность учеников и профессиональную подготовленность педагогов [6, с. 188].

С 27 по 30 декабря 1925 года в Москве состоялась Всероссийская конференция вокальных учёных и педагогов. Признавая, помимо общих причин кризиса, наблюдаемого в вокальном искусстве, важнейшими причинами его являются: недочёты в постановке единого вокального образования, разнообразие методов преподавания. Недостаточная научная и практическая подготовленность, экономические условия работы как педагога, так и учащихся. Таким образом первая Всероссийская конференция вокальных учёных и педагогов постановляет создать единый метод постановки голоса. На местах должны были создаться вокально-методологические комиссии, в которых должна была быть сосредоточена научно-преподавательская деятельность [6, с. 201].

Для учебного года 1926/27 была определена норма выработки для педагогов. Преподаватели первой ступени должны были отработать 18 часов в неделю, педагоги второй ступени – 15 часов в неделю. Распределение учащихся производится заведующим музыкальной школой, причём педагоги второй ступени не могут отказаться от учеников первой ступени. Было оговорено ряд ограничения доя педагогов. Например, педагоги не имеют права заниматься на дому с учащимися и также выбывшими учениками государственной музыкальной школы. Заработная плата педагогам выплачивалась два раза в месяц [7, с. 11].

 Подведя черту, на основе изученных документов можно сделать вывод, что 20-е годы прошлого века были сложными для формирования музыкального искусства, на которое влияли последние происходящие события в стране, такие как война, революция, разруха, истощение экономики, а вследствие слабое финансирование государственных музыкальных школ, различные реформы, кризисы. Но музыкальная индустрия сумела стать на новый путь развития, проходя через реорганизации и всякого рода преобразования.

 

Литература:

 

1 Государственный архив Гомельской области фонд № 633, опись № 7, дело № 323.

2 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 974.

3 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 1042.

4 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 1097.

5 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 1148.

6 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 1149.

7 ГАГО фонд № 60, опись № 1, дело № 1245


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: