Рынок: понятие, функции. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная и несовершенная конкуренция

 

Формирование рынка, как было рассмотрено в первых вопросах, представляет собой длительный исторический процесс. Он развивался и совершенствовался до наших дней. Так что же такое рынок? В литературе даются различные определения. В житейском, обыденном понимании рынок – это место, где встречаются продавцы и покупатели и совершают сделки (магазины, базары, ярмарки, биржи). В научном понимании рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов. Рынок – это определенный способ функционирования хозяйственной жизни общества. Рынок предполагает наличие субъектов и объектов рынка. Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения. Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. Важнейшие из них следующие: 1) Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом спрос и соответственно цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рыночная экономика является саморегулирующей, то есть производится то, что пользуется спросом. 2) Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает производителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Все это ведет к повышению эффективности производства. 3) Ценообразующая. Под влиянием спроса и предложения устанавливается равновесная цена. 4) Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке. 5) Информационная. Рынок дает обширную информацию всем участникам. Производителям - о качестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, о ценах. Наличие такой информации, прежде всего – о ценах, позволяет фирмам сверять собственное производство с условиями рынка. Потребители соизмеряют величину своего дохода с ценами и возможностью удовлетворять собственные потребности. 6) Посредническая. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями и позволяет найти выгодный вариант купли-продажи. 7) Санирующая (оздоровительная). Рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и наоборот, поощряет развитие эффективных, перспективных фирм. 8 ) Дифференцирующая. В результате конкуренции одни производители могут разориться, другие – обогатиться, происходит имущественное расслоение в обществе. 9) Воспитательная. Рыночная система формирует такие черты, как расчетливость, предприимчивость, инициативность, способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия.

В условиях рынка между субъектами хозяйствования возникает соперничество за право быть причастным к выполнению «социального заказа». Рыночные отношения осуществляются в условиях противоборства или конкуренции (от латинского «конкурро» - сталкиваться. Конкуренция - это экономическая борьба или соперничество между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли и продажи товара, за сферы приложения капитала. Выделяются три основные уровня конкуренции. 1) Между покупателями за возможность получить экономическое благо на выгодных условиях. 2) Между продавцами и покупателями, имеющими абсолютно разные экономические интересы, но зависящие друг от друга. 3) Между продавцами за объемы производства и реализации продукции, за структуру издержек производства, за уровень цены предложения, и за «доллар покупателя».  

В экономической теории принято выделять два типа конкуренции – совершенную и несовершенную. Каждому типу конкуренции соответствует особое состояние рынка (модель рынка), особая рыночная структура. Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия хозяйствующих субъектов. Рыночная структура определяется следующими базовыми признаками: 1) количество субъектов рынка и их рыночные доли объема продаж; 2) условия вступления в отрасль и выхода из нее; 3) степень контроля цены со стороны производителей; 4) уровень дифференциации продукта; 5) характер экономического поведения экономических субъектов.

 

 

 

 


Рис. Основные типы рыночной конкуренции

 

Совершенная конкуренция. Считается, что в условиях совершенной конкуренции:

1) любому хозяйствующему субъекту обеспечивается свободный вход в отрасль и свободный выход из нее;

2) рынок продукта представлен большим количеством независимых предприятий и покупателей;

3) все участники рыночных отношений хорошо проинформированы о реальном состоянии дел на рынке продукта;

4) рыночная цена рассматривается как объективный и независимый фактор.

Вместе с тем приходится признать, что в реальной действительности свободная конкуренция всегда значительно ограничена. Свободная конкуренция не является устойчивой рыночной структурой, склонна к вырождению. Взамен совершенной конкуренции очень часто складываются разновидности несовершенной конкуренции, как такой ситуации на рынке, когда для подавляющего числа хозяйствующих субъектов свобода ценообразования и свобода принятия экономических решений заметно ограничена. Анализ несовершенной конкуренции позволяет выделить ее основные разновидности: чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.

Чистая монополия – такая ситуация на рынке продукта, когда поставщиком является лишь один хозяйствующий субъект. Среди факторов, способствующих образованию чистой монополии, следует выделить естественные условия. Ограниченность природных ресурсов ведет к возникновению естественной монополии. Необходимость соблюдения особых технических условий (транспорт, связь, энерго-, водоснабжение) приводит к образованию технической монополии. В процессе централизации управления возникают организационные монополии.

  Олигополия – есть такая ситуация, когда на рынке продукта складывается экономическая власть нескольких крупных хозяйствующих субъектов. Принято считать, что олигополия предполагает наличие на рынке от 2 до 24 поставщиков. В современных условиях именно олигополия является преобладающей формой преобладающей формой несовершенной конкуренции.

Долгое время экономическая наука обращала внимание только на те формы несовершенной конкуренции, которые были связаны с концентрацией и централизацией производства. Однако, пришлось обратить внимание на то, что на многих рынках имеет место дифференциация продукта. Это позволило выявить особые промежуточные формы состояния рынка – между совершенной и несовершенной и несовершенной конкуренцией. Дифференциация продукта обнаруживается в том, что предприятие делает ставку на выпуск особых моделей продукции, на ее высокое качество, фирменный знак, так возникает монополистическая конкуренция.

 





double arrow
Сейчас читают про: