Как интерпретировать результаты

Диагностические расстановки на игрушках

Скрываемые или неосознанные стороны семейных отношений часто недоступны для диагностирования. Какая диагностическая техника поможет в этом случае? Используйте игрушечную семью. С ее помощью вы деликатно выявите особенности взаимодействия в конкретной семье. Эта техника эффективна и в ситуации, когда ребенок в силу возраста или других причин не может описать или выразить в рисунке свои переживания. Игрушечная семья покажет, как он воспринимает реальную семейную ситуацию.

 


Методический арсенал педагога-психолога в числе прочих рабочих материалов содержит набор деревянных фигурок, изображающих семью. В нем есть фигурки пожилой пары («бабушка» и «дедушка»), мужчины и женщины («мать» и «отец»), мальчика и девочки («сын» и «дочь»), младенца («малыш»). Этот набор можно использовать для проведения диагностических расстановок не только в работе с детьми, но и со взрослыми (по проблемам семейных отношений — детско- родительских, сиблинговых, супружеских, межпоколенных).

Диагностические расстановки на игрушках занимают от 10 минут до получаса. Они хорошо мотивируют на работу и достаточно просты в использовании, если знать, на какие признаки обращать внимание. Если готового набора нет, предложите произвольный. В нем должны быть игрушки разного «пола» и «возраста», в том числе они могут изображать и неодушевленные предметы. Принципы работы, интерпретации игрушечной расстановки остаются теми же, что и для готового набора.


Как проводить расстановку

Один из способов использования кукольной семьи в индивидуальной работе — расстановка фигурок, выполняемая дважды.

Предупредите заранее ребенка или взрослого, что беседу, сопровождающую работу, и его действия вы будете записывать. С его согласия вы также можете сделать фотографии получившихся расстановок. Они пригодятся вам при составлении характеристик и рекомендаций. Помните: запись беседы и фотографии — конфиденциальный материал.

Приступая к работе, предложите сначала расставить фигурки так, чтобы они изобразили семью ребенка или взрослого «сейчас», затем — как он хотел бы, чтобы было.

Во время работы с фигурками воздержитесь от выражения удивления
(«О, вы взяли для себя фигурку бабушки!»), подсказок («Ты не поставила сестричку»), оценочных комментариев («Мама-то над всеми возвышается»).

Вы можете уточнить детали («Ты взял первую фигурку — это кто в твоей семье?») или задать открытый вопрос типа: «Расскажи об этой семье — что поменялось?», «Как изменились отношения между членами семьи?».

Если клиент попросит рассказать, что вы узнали в результате данной работы, сделайте это обязательно вне зависимости от его возраста. При этом используйте понятную лексику, избегайте категоричных высказываний и советов.

Обе диагностические пробы характеризуют то, как клиент переживает отношения в семье, т. е. представляют собой субъективную и индивидуальную картину.

Первая расстановка — метафора отношений в семье; вторая — иллюстрирует представления и пожелания к тому, как эти отношения можно улучшить. Пожелания не являются прямым руководством к действию, а заслуживают анализа с точки зрения того, где находятся области особого дискомфорта клиента. Более диагностична, как правило, первая картина.


Как интерпретировать результаты

Интерпретация получившейся расстановки строится по аналогии с методикой «Рисунок семьи»: проанализируйте выбор фигур, порядок их расстановки, взаимное расположение и направление взаимодействия между персонажами. В совокупности все это наглядно покажет переживаемую клиентом атмосферу и структуру семейных отношений.

Выбор фигурок

Выбор фигур говорит о том, каким видит клиент возраст, пол, некоторые ролевые черты реальных людей. В первую очередь интересно, какую из них он выберет для себя.

В половине случаев клиенты выбирают фигурку, отличающуюся по полу или возрасту от своих фактических данных. Например, сверхзаботливый отец выбирает для себя фигурку бабушки. Избегающая взрослой позиции мать — девочки-подростка. Волевая и решительная бабушка — мужчины.

Примечательно, что когда клиенты выбирают фигурку, которая имеет другой пол и возраст, чем их собственные, они этого не замечают либо говорят, что «другие фигурки точно не подойдут». Иногда только по завершении работы они с изумлением обнаруживают нестыковки — например, выбранную на роль отца фигурку женщины с косичкой.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Парентификация — семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями.

 

 

 

Отнеситесь внимательно к возрасту и полу используемых фигурок. Самоидентификация с определенным возрастом (я младенец, я ребенок, я подросток, я взрослый, я пожилой) — важный фактор в работе с семьей. Например, соотношение выборов «супруг — взрослый, я — ребенок» может свидетельствовать о неравной позиции во взаимодействии, когда от другого ожидается забота и преобладание долженствования. Выбор взрослых фигурок на роли детей, детских или подростковых — на роли взрослых, фигурок одного возраста на роли ребенка и родителя указывает на парентификацию, т. е. смешение ролей в семье, когда взрослые и дети в вопросах власти, а иногда и обязанностей, поменялись местами.

Пол выбранных фигурок отражает гендерную идентичность («с каким полом внутренне идентифицируюсь, какие черты в себе ощущаю») и типичные поведенческие особенности. Если пол фигурки отличается от пола реального человека, если такие выборы сделаны в отношении супружеской пары, то можно говорить об инверсии (перевороте) ролей: женщина исполняет психологические функции мужчины, и наоборот. Например: выбор мужской фигурки для женщины указывает на ее доминирование, властность, рациональность. Выбор женской фигурки для мужчины — на его мягкость, эмоциональность, готовность подчиниться, на второстепенную роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: