Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация изолированного звука [Ш]

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык

принимает форму ковшика или чашечки.

  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и

слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним.
Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в слогах
В прямых слогах:
Повтори за мамой:
ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
шу-ша-ши-шо
шик шов шейх шок ширь.

В обратных слогах:
Повтори за мамой:
аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
ыш-аш-ош-уш
мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.

Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не

останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».

Раскрась рисунок.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в словах
Повтори за мамой слова:
шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шериф, шок, шахта, шипит, шакал, шорох, шорты, шоколад, каша,

вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, порошок, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, пороша, ушиб, прошение.

Закончи предложения:
Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).

Игра «Назови ласково». Ребенок называет, мама записывает.
воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,

хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.

Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш—

шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в словах

«Измени первый звук в слове»
Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,

накал-__акал.

Повтори за мамой слоги со стечением согласных:
шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,

шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

Повтори за мамой слова:
шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.

Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.

Раскрась рисунки.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в предложении

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
У Миши машина и пушка. У шиповника шипы.
Паша катает Мишу на машине. Даша пишет букву «Ш».
Наташа вышивает подушку. Бабушка вышивает подушку.
В шкафу шашки и шахматы. Малыши шагают в школу.
Мышка убегает от кошки. Кошка лежит на подушке.
Маша нашла шишку. Миша нашел ромашку.
Алеша надел шубу и шапку. Алеша нашел шампиньон.
Выучи скороговорку:
Маше каша надоела, Маша кашу не доела.

Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела

кошка во сне?

Раскрась картинку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в предложении.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
Кукушка кукушонку шьёт капюшон, Кошка в окошке штанишки шьёт,
Наденет кукушонок капюшон Мышка в сапожках избушку метёт
Как в капюшоне он смешон!

Выучи стихотворение:
Мышонку шепчет мышь: - Мышонок шепчет мыши:
- Ты все шумишь, шумишь! - Шуметь я буду тише.

Повтори за маой чистоговорки:
Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши.
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Проговори без запинки: «У Мишки шишки, шишки у Мишки…»

Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово «шишка».
Раскрась картинку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в тексте

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и

давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? Следи за произношением звука Ш.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________

Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная

цепочка предложений.
Каша (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.

Кашей накормили кошку.

 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________
  • _________________________________________________________________

Автоматизация звука [Ш] в тексте

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки,

петушок, парашютик.
Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за произношением звука Ш.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________

Дорисуй половинку каждого предмета. Что у тебя получилось?

Пыхтит, как пышка, Тише, тише, Маша пишет.
Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.

Лексико-грамматические упражнения:

образование родственных слов:
- мышь — (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
- лягушка — (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник …)

спряжение в настоящем времени:
- шить штанишки плюшевому мишке,
- шептать потешки кошке на ушко,
- штопать капюшон кукушонку

образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
доля- кума- тетя- хлеб- дно-
поле- зима- дядя- камень- окно-
воля- штаны- хозяйка- батя- дед-

Счет — 1 10
- плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.

Мышка полем шла,
Мышка грош нашла,
Мышка шило купила,
Мышка валенки подшила.

Богат наш Ермошка,
У него есть кошка.
Вот как кошка на окошке
Шьёт рубашку для Ермошки.

ШТАНИШКИ
Для маленького Пашки
Наташа шьёт штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.

МЫШКА
Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку. Шишкой мышка скоблит пол. Будет гладким пол, как стол.
ПРИХОДИ, ВЕСНА!
Что ты ждёшь? Не жди,весна!
Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
И подарим огороду.
(народная песенка)

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ
На лугу горошек, кашка,
А кувшинки у реки,
Вдоль дорог цветут ромашки,
А на поле — васильки.
Колокольчик на опушке
Мне кивает головой.
Колокольчик на опушке
Светло-синий, голубой.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.

ПОДАРКИ
Дед Мороз принёс подарки:
Шашки, шахматы и марки,
Кукол, мишек и машины,
Две хлопушки и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
Намою ладошку лист похож у клёна,
Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала,
Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.

ВЕРБА
Самый первый день весны, Самый-самый первый.
На опушке, у сосны, Распустилась верба.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Серый козлёнок,
Жёлтый утёнок,
Ёжик-иглун,
Зайка-скакун —
К нам приходите,
Сон приводите.
Встаньте, зверюшки
Ближе к подушке.
Сон посерёдке,
Тихий и кроткий.
СНЕЖИНКИ
На что похожи лёгкие снежинки?
Ответить сложно, я скажу вам прямо.
На звёздочки, на искорки, на льдинки
И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ.
Не пускают в гости Настю.
На дворе с утра ненастье.
Дождь косой стучит в окно,
Даже днём уже темно.
На газонах грязь и лужи,
Ветер в лужах листья кружит.

ЧТО ЗА ЧЕМ?
За зимой весна, за летом осень,
Отзвенит капель, придёт жара,
А потом деревья листья сбросят,
И наступит снежная пора.

Бедный ёжик ёжится -
Всё ему не можется.
Посинеет кожица -
Бедный ёжик ёжится.

Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко — не одна
Такая жадина она!
Колыбельная
Не кусай малышку, мошка!
Не пугай детишек, кошка!
Мышка, в норке не шурши!
Дремлют наши малыши.
С. Жихарева

Жук и вол
Жук жужжал, жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал, лежал,
А потом спросил: «Скажите,
Почему Вы так жужжите?»
Жук волу ответил с жаром:
«Ясно, я жужжу недаром.
Я живу и не тужу,
Потому что я жужжу!»
П. Воронько

Простокваша
Простокваши дали Клаше —
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
Е. Благинина

Плюшевый мишка
Я взяла подмышку
Плюшевого мишку.
В ванну посадила
И пошла за мылом.
Оглянулась — ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
Н. Журавлёв

Петушок
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зёрнышки и крошки.
Он немного поклюёт
И «спасибо» запоёт.
Е. Ровинская

Кошки-мышки (цепной текст)

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

 


































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: