Настоящее положение дел

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 159»городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Проектная работа

«Доступная среда в Уфе» по обществознанию

 

                                                Выполнил: Тангатаров Артём Ринатович,

                                                                                    ученик 10 "А" класса

МАОУ  “Центр Образования № 159”

Научный руководитель: Галиуллина Маргарита Ириковна,

Учитель обществознания

Уфа, 2020 год



ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                 

 

 

Введение. 3

Положения и законы о доступной среде. 5

1.1. Доступная среда. 5

1.2. Федеральные законы.. 5

1.3. ГОСТы.. 8

1.4. Своды правил и СНиПы.. 10

Настоящее положение дел. 13

2.1. Общественный транспорт. 13

2.2. Входы в магазины, сети быстрого питания, аптеки. 14

2.3. Подземные и надземные переходы.. 15

Заключение. 16

Литература. 17

Приложение 1. 18

Приложение 2. 19

Фотография 1. 19

Фотография 2. 19

Фотография 3. 19

Фотография 4, Фотография 5. 19

Приложение 3. 20

 

 

 



Введение

В 2011 году началась реализация программы “Доступная среда”. Доступная среда – это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов и маломобильных граждан. То есть, это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой маломобильные граждане будут быстрее адаптироваться в обществе и чувствовать себя комфортнее в городской среде.

 

Цель работы: изучить программу “Доступная среда” в городе Уфа

Задачи:

1. Изучить материал, документы, законы связанные с доступной средой в России и мире.

2. Доказать, что в Уфе нету безбарьерной среды и комфорта для маломобильных граждан.

3. C помощью фотовыставки привлечь внимание к этой проблеме.

4. Найти возможные пути решения проблемы доступной среды и поместить их в брошюру.

 

Предмет исследования: доступная среда

Объект исследования: город Уфа

Практическая значимость: фотовыставкой можно привлечь внимание людей к этой проблеме, что в дальнейшем может послужить шагом к решению этой проблеме

Методы исследования: Проведен теоретический анализ литературных источников и материалов сети Internet. Наблюдение, эксперимент, описание и сравнение.

 



Положения и законы о доступной среде.

Доступная среда

Доступная среда — это комплекс, которые включают в себя оборудование различных городских объектов изделиями, которые помогут людям с ограниченными возможностями намного лучше ориентироваться в пространстве, свободнее перемещаться по улице или внутри зданий и легче приспосабливаться к независимой жизни.

Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна.

В настоящий момент программу “Доступная среда” продлили до 2020 года. Первоначально она разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи. определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.

Федеральные законы

Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, состоящим из 36-ти статей, которые дают понятия многим определениям и вещам, например: понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности, обеспечение занятости инвалидов и многое другое. Нас интересует статья 15.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В статье говорится о том, что федеральные органы государственной и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны обеспечивать инвалидов (Выделим те пункты, которые подходят под нашу тему):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

5) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика

6) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Уклонение от исполнения требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг регулируется КоАП РФ Статьей 9.13 и влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

 

Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает. требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов

 

ГОСТы

ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.

ГОСТ Р 51090-97. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

1) Транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.

2) Конструкция ДИТС (доступное для пассажиров-инвалидов) должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и  безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом.

3) Дверь ДИТС, предназначенная для доступа инвалидов, должна иметь ширину в свету - не менее 800 мм и высоту - не менее 1700 мм, определенную как расстояние в плоскости двери от верхнего косяка двери до порога (пола) ДИТС, или площадки подъемного устройства в поднятом положении, или плоскости рампы.

 

ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»

1) Тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.

2) ТНУ и технологические процессы их обустройства должны соответствовать требованиям обеспечения доступности, безопасности, комфортности и информативности для инвалидов по зрению, гарантировать недопущение причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и не должны ухудшать условия для беспрепятственного передвижения других людей.

3) ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях.

4) Все ТНУ, независимо от назначения, используемого материала и технологии обустройства, для обеспечения возможности их идентификации слабовидящими людьми должны быть желтого цвета при обустройстве на темной поверхности или черного цвета при обустройстве на светлой поверхности.

5) В качестве типов рифления ТНУ для всех типов технологий и материалов используют:

- прямолинейные параллельные рифы с плоской вершиной;

- усеченные конусы или усеченные купола с плоской вершиной в виде круга.

При использовании технологий укладки плит из натурального камня или нанесения двухслойного полимерного покрытия допускается использовать рифы цилиндрической формы с плоской вершиной.

Своды правил и СНиПы

Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.

 

СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

1) Вход на участок следует оборудовать доступными для МГН, в том числе инвалидов-колясочников, элементами информации об объекте.

2) На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.

3) В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

4) При наличии на участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.

5) Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0X1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%.

6) При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон. Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

7) Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05 м.

8) Ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.

9) Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

10) Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5X1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1X2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

11) Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне пола.
Необходимость устройства подогрева поверхности пандуса, площадок под навесом, укрытием устанавливается заданием на проектирование.

 

 


Настоящее положение дел

Мы видим какие законы, ГОСТы и СНиПы вводит наше правительство для того чтобы создать доступную среду в городе, но к сожалению не всегда они соблюдается.

В России 13 миллионов инвалидов и 40 миллионов маломобильных граждан и каждый из них не чувствует себя комфортно на улицах. Не надо заходить далеко, начнём с обычного передвижения по улице. Бордюры, входы в магазины, аптеки, общественный транспорт и многое другое остается недоступным без посторонней помощи для людей с инвалидностью. В этой главе мы посмотрим на реализацию программы  “доступная среда”. Разберемся какие ГОСТы и законы не соблюдаются. Попытаемся представить, как можно исправить то, что сделано неправильно и улучшить заведомо правильное.

       2.1. Общественный транспорт

Каждый из нас пользуется общественным транспортом. Для некоторых людей это путь на работу, учебу, для других же легкий способ добраться из точки А в пункт Б. Но для маломобильных граждан общественный транспорт недоступен, либо им очень некомфортно им пользоваться. И сейчас мы говорим даже не о местах для инвалидов, а о банальном входе в тот самый автобус, который должен находится на уровне с остановкой откуда забирают пассажиров.

На фотографии(См.Приложение 1) мы можем видеть обычную ситуацию: Обычный будний день, на улице уже темно все едут с работы. Как мы уже разобрались автобус должен быть на уровне с остановкой, то есть является ее продолжением(Транспортное средство, доступное для пассажиров-инвалидов - ДИТС. Конструкция ДИТС (доступное для пассажиров-инвалидов) должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и  безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом), Но мы видим обратную картину: автобус не находится на одном уровне с остановкой и не предоставляет возможности комфортно зайти в автобус, напротив нам нужно залазить в него и именно на фотографии видно, как сильно нужно поднять ногу обычной женщине чтобы попасть в него. При этом мы сели в один из новых автобусов одной небезызвестной компании в Башкирии. Что творится у обычных частников и старых автобусов, думаю, затрагивать даже не нужно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: