Чем литературная сказка отличается от народной?

Эпос. Литературная сказка. Басня

    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии вспомним роды литературы, подробно поговорим об эпосе, а также об эпических жанрах: литературной сказке и басне; сочиним собственную сказку.

    Давайте вспомним, какие роды литературы вам известны?

 

Эпос

Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов (эпос, драма, лирика).

В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определённых жизненных обстоятельствах, в отличие от лирики, отражающей жизнь в отдельном человеческом переживании — мыслях и чувствах человека, — в эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим людям и т. д.

Основными видами эпической, повествовательной литературы являются:

а) роман — большая её форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях;

б) повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми.

в) рассказ, новелла — малая форма повествовательной литературы: небольшое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что было с ним до и после этого события;

д) художественный очерк — повествование о событии или человеке, существовавшем в действительности, а не созданном воображением художника, как во всех других родах и видах художественной литературы.

К эпосу относятся также сказка, легенда, басня и др.

Эпические, повествовательные произведения обычно написаны прозой, свободно организованной художественной речью. Повествовательные произведения, написанные мерной поэтической речью — стихом, относят к лиро-эпическому роду литературы, его виды: роман в стихах, поэма, былина, историческая песня, баллада, повести или рассказы в стихах, басня.

Повествовательный род литературы ведёт своё происхождение и получил своё название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос.

Например: героический эпос древних греков — «Илиада» и «Одиссея» Гомера; героический русский эпос — былины.

 

                                     Литературная сказка

    Литературная сказка (авторская сказка, писательская сказка) - это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

          Писатели-сказочники Ш.Перро и Х.К.Андерсен вспоминали, что истории, которые они передали в своих сказках, были услышаны ими от народа. А.С.Пушкин записывал народные сказки, и они легли в основу его сказочного цикла. Сказочные традиции родного Русского Севера отразились на творчестве писателей 20 века С.Г.Писахова и Б.В.Шергина.

          Народная сказка входит в литературную повесть еще в Древней Руси, а в Европе оживает в жанре средневекового рыцарского романа. 18 век знакомит читателей с авторскими пересказами и обработками фольклорных сказок.

          В 19 веке зарождается, а затем достигает своей зрелости собственно литературная сказка как жанр — в Европе в творчестве Перро и Андерсена, а также Э.Т.А.Гофмана и В.Гауфа, в России — В.А.Жуковского, П.П.Ершова, Пушкина, В.И.Даля (он впервые ввел в литературную сказку сказовую форму повествования, образ сказочника-посредника между писателем и читателем), А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, М.Е.Салтыкова - Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого и др.

    Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению. Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Чем литературная сказка отличается от народной?

           В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:


    1) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.


2) Для литературной сказки характерен не свойственный народной сказке психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

3) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.


4) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.


    Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.

    Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Если кратко, то особенности литературной сказки:

* четко обозначенные авторами линии характеров сказочных героев;
* нетрадиционные поступки главных героев;
* оригинальность сюжетных поворотов;
* свобода в использовании сказочных приемов;
* неповторимость авторской манеры повествования
И ещё можно добавить: ощущение или отпечаток времени, когда автор писал сказку.

                                                                                                      

    Сказки любят все: и взрослые, и дети. А насколько хорошо вы знаете сказочников, подаривших миру свои бессмертные творения? Предлагаю проверить свои знания и разгадать кроссворд.

По горизонтали:
1. Сказочник, поведавший миру историю про Кая и Герду.
2. В одной из сказок этого удивительного писателя «... в синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут».
3. От кого все дети и взрослые узнали о существовании Изумрудного города?
4. В сказках этого замечательного сказочника кот разгуливает в сапогах, а девушка на бал надевает хрустальные туфельки.
5. Автор таких сказочных персонажей как Балу, Каа, Акела.
6. Американский сказочник, автор сказки о волшебной стране Оз.

По вертикали:
1. Кто из писателей «вырастил» «Аленький цветочек»?
2. Кто из русских сказочников однажды, глядя в свою музыкальную табакерку, задумался: «Кто там, в коробочке, музыку играет?»
3. Сказочник, создавший мальчика-луковку и синьора Помидора.
4. Какая сказочница увидела Мумми-тролля, который познакомил её с мамой, папой и своими друзьями? А уж потом она познакомила нас с троллями.
5. Автор сказочной повести «Алиса в стране чудес».
6. Он написал одну из лучших литературных сказок, герою которой пришлось выдержать много испытаний, а всё потому, что он не послушал совета своего конька и взял перо Жар-птицы.
7. Сказочник, познакомивший нас с коротышками из Цветочного города.
8.Умел этот замечательный сказочник сочинять сказки о маленьких людях с удивительными именами: Нос, Мук и др.

 

    А сейчас приглашаю вас на мастер – класс самого настоящего писателя – сказочника В. Г. Кротова по сочинению собственной литературной сказки -  https://www.youtube.com/watch?v=-u7CZY6lcvU.
























Басня

                Басня – это жанр дидактической литературы, малая форма эпоса. «Почему эпоса? – спросите вы. – Мы привыкли учить басни наизусть, а записаны они обычно стихами». Да, первые опыты в этом роде записывались «сплошным» прозаическим текстом. Позже появились образцы, написанные гекзаметром.

    Великий древнегреческий баснописец Эзоп оставил потомкам послания иносказательного характера (полные аллегорий и метафор), напоминающие образные притчи. Позднее басенные тексты стали содержать рифму.

          Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.           Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а  создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).           В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.           В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.         В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.      И. А. Крылов реформировал язык поэзии, введя в оборот простонародные слова (диалектизмы) и выражения, пословицы, поговорки, интонации разговорной речи. Этому мастерству учился у Крылова сам А. С. Пушкин. Басни Крылова вобрали дух русского народа, фольклорную стихию, из которой и возник этот жанр.     Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого вы знаете как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.       Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.      Изображая человеческие пороки, баснописец использует устоявшуюся систему персонажей-животных, за каждым из которых закреплено то или иное качество: Осёл – упрямство, Лисица – это аллегория хитрости, Заяц — трусость или слабость, Волк — злость, Свинья – грубость, Стрекоза — легкомыслие, Муравей — трудолюбие, Орёл – величие.    И хотя перед нами предстают звери, птицы и насекомые, но мы всегда понимаем, что речь идет о людях. Этот прием и называется аллегория. Басня, как правило, состоит из двух частей: - Повествовательной, которая сближает ее со сказкой. - Поучительной, которая называется мораль. Мораль - небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, Она позволяет автору выразить свое собственное отношение к рассказанному в басне (донести до читателя авторскую идею). Автор помещает мораль в конце (иногда в начале) басни. Следует выделить такие особенности басни: а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
         Подробнее о басне можно посмотреть видеоурок -

https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=73I43_XFQQE&feature=emb_logo – Истоки басни. Басня как жанр.

        Предлагаю проверить свои знания и разгадать ещё один кроссворд, на этот раз по басням И. А. Крылова.

По горизонтали

3. Чего наелась свинья досыта

4. У кого к зиме был готов и стол и дом

5. Лиса в басне «ворона и лисица»

7. куда хотел забраться Волк?

9. Она пропела все лето

11. Очков с полдюжины себе она достала

14. Кто «без драки», хочет попасть в «большие забияки»

15. Фамилия князя, который предложил Крылову стать своим личным секретарём и домашним учителем

16. О чём предупреждают Корни Листы

18. В каком году 19-го столетия была написана басня «Листы и корни»? 

19. Просто открывался…

21. За что Корни осуждают Листы?

22. Кто самый главный герой в басне «Свинья под дубом»?

 

По вертикали

1. Как Крылов называет Волка в басне «Волк на псарне»?

2. Чем наелась свинья?

3. Кто является главными героями в произведениях писателя

6. Что затеяли сыграть мартышка, осёл, козёл и мишка

8. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Кто она?

9. Кого в тени укрывают Листы

10. Название сатирического журнала, который основал писатель

12. Какое сословие обозначил Крылов как Корни

13. Какое сословие обозначил Крылов как Листы

17. Что Крылов подразумевает под деревом

19. Продолжи название басни «ворона и…..»

20. Кто, везя воз, «рвался в облака»

 

Незадание

1. Сочините собственную литературную сказку.

2. Послушайте басни И. А. Крылова или посмотрите диафильмы, мультфильмы по его басням.

Аудиокниги:

https://www.youtube.com/watch?v=aznro-mvekM – часть 1;

https://www.youtube.com/watch?v=AHZixMrxA_E – часть 2;

https://www.youtube.com/watch?v=uBAdWC7EFv8 – часть 3;

https://www.youtube.com/watch?v=atnYwdXunDY – часть 4;

https://www.youtube.com/watch?v=1WlvFdAH6cw – часть 5

https://www.youtube.com/watch?v=vNAIzRBjdEo – часть 6;

https://www.youtube.com/watch?v=LA-vf5nxDe8 – часть 7;

https://www.youtube.com/watch?v=5AXSR1BFxOs – часть 8;

https://www.youtube.com/watch?v=-ddJYhTMym0 – часть 9.

Диафильмы и мультфильмы:

https://www.youtube.com/watch?v=4gOLqTGyAMw;

https://www.youtube.com/watch?v=1POZEb2WsQ8

https://www.youtube.com/watch?v=XHocuw4PuEI

https://www.youtube.com/watch?v=JfHjr1bLvcg

https://www.youtube.com/watch?v=yxw61arCYfI

https://www.youtube.com/watch?v=NB0MgqfJOjU

https://www.youtube.com/watch?v=nY0WZw2-5q0

https://www.youtube.com/watch?v=Km9_zqeBH94

https://www.youtube.com/watch?v=HF_fY8V90xU

 

На сегодня всё, до встречи через неделю!

 

                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: