Фрагмент урока по методике преподавания математики

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.45           

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

 

Задача:

На уроке труда мальчик сделал 6 звёздочек, а фонариков в 2 раза меньше. Сколько всего звёздочек и фонариков сделал мальчик?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на уменьшение числа в несколько раз в прямой форме.

Мальчик сделал 6 звёздочек, а фонариков в 2 раза меньше. Сколько мальчик сделал фонариков?

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

Мальчик сделал 6 звёздочек и 3 фонарика. Сколько всего звёздочек и фонариков сделал мальчик?

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   Белка в лесу нашла 6 грибов,а ёжик 4. Сколько всего грибов собрали белка и ёж? -Сколько белка нашла грибов? (6) -Сколько ёжик нашёл грибов? (4) -Чтобы узнать сколько всего грибов нашли белка и ёжик нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+4=10(гр.)-всего нашли белка и ёж. -Мы ответили на вопрос задачи?(да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: Папа купил 20 яюлок, это на 4 штуки больше, чем апельсинов. Сколько апельсинов купил папа? -Сколько было яблок? (20) -Что еще сказано в условии?(Папа купил яблок на 4 штуки больше, чем апельсинов) -Что это значит?(апельсинов папа купил на 4 меньше, чем яблок.) -Что нужно найти?(Сколько апельсинов купил папа) Составим схему: Чтобы узнать сколько апельсинов купил папа какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 20 – 4 = 16 (шт.)-апельсинов купил папа. -Что мы напишем в ответе? (16 апельсинов купил папа.) -Молодцы!       Схему рисуем на доске    
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 45 и прочитайте «про себя» задачу под № 2.  -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О мальчике, который делал звёздочки и фонарики.) -Что мы знаем про звёздочки? (Их мальчик сделал 6 штук) -Что мы знаем про фонарики? (Что их было в 2 раза меньше) -Что нам нужно узнать? (Сколько всего звёздочек и фонариков сделал мальчик) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько фонариков сделал мальчик) -Верно! Для того,чтобы лучше понять ситуацию,происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме.                 6 штук Зв.                                         ? штук   Фон.     ? штук   - А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Мальчик сделал 6 звёздочек, а фонариков в 2 раза меньше. Сколько всего звёздочек и фонариков сделал мальчик?)     Схема на доске.
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;     o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи).Давайте рассуждать. - Каков главный вопрос задачи? (Сколько всего звёздочек и фонариков сделал мальчик?) -Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Количество звёздочек и фонариков сделанных отдельно.) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество звёздочек, которые сделал мальчик. Их 6) А какое число мы пока что не знаем? (Количество фонариков, которые сделал мальчик) -Но что нам известно о количестве фонариков, сделанных мальчиком? (Что их в 2 раза меньше, чем звёздочек) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество сделанных фонариков? (Количество звёздочек - их 6,и фонариков в 2 раза меньше.) -Найдем это число, будем его знать, а так же мы знаем,что звёздочек 6. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»:     Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько фонариков сделал мальчик. Что для этого нужно сделать?(Для этого количество звёздочек, которые сделал мальчик поделим на 2) -Когда это число будет известно, найдем общее количество звёздочек и фонариков. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество звёздочек и фонариков, которые сделал мальчик.)         На доске «Дерево рассуждений»
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 6: 2=3 -3 чего? (Фонарика) 1) 6: 2=3 (шт.)- количество фонариков, которые сделал мальчик. -Что мы нашли в первом действии? (Количество фонариков, которые сделал мальчик) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 6 + 3= 9(шт.)- Общее количество звёздочек и фонариков. -Чему равно? (9) -Что мы нашли во втором действии? (Общее количество звёздочек и фонариков, которые сделал мальчик.) -Запишем пояснение ко второму действию. На доске выполняется решение учеником.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:     -По схеме составьте текст обратной задачи: «Мальчик сделал звёздочек и фонариков всего 9 штук. Из них звёздочек 6,а остальные фонарики.  Во сколько раз фонариков меньше, чем звёздочек?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что всего мальчик сделал 9 звёздочек и фонариков) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что звёздочек было 6) -Что нам нужно узнать? (Во сколько раз фонариков меньше, чем звёздочек) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько фонариков сделал мальчик) -Что мы можем найти, зная общее количество звёздочек и фонариков и количество звёздочек, которые сделал мальчик? (Количество фонариков, которое сделал мальчик) -Зная количество звёздочек, которые сделал мальчик и количество фонариков, которые сделал мальчик,что мы найдем?(Во сколько раз фонариков меньше, чем звёздочек.) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 9-6=3 (шт.)- Количество фонариков, которые сделал мальчик. 2) 6:3=2 (раз.)- во столько раз фонариков меньше, чем звёздочек. Ответ: В 2 раза фонариков меньше, чем звёздочек. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 2 раза,что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Всего мальчик сделал 9 звёздочек и фонариков.   Схема на доске   На доске написано решение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: