Исходные идеи маркетинга

 

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, когда человек ощущает нехватку чего-либо, что является исходным составляющим его природы и требует удовлетворения. Последовательность перехода исходных идей маркетинга показана на (рис. 3).

 

 

Рис. 3 - Исходные идеи маркетинга

 

В зависимости от культурного уровня, пола, возраста человека, типа личности, национальных особенностей и других факторов нужды принимают специфическую форму и становятся потребностями. С ростом прогрессивного развития общества потребности людей растут и могут удовлетворяться различными товарами. Товар является средством удовлетворения потребности, продуктом труда, производимым для продажи. Потребности людей безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому, отбирая товары для покупки, человек предпочтет те, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Запрос рассматривается как потребность, подкрепленная покупательной способностью индивида. При коммерческом обмене ценностями между двумя сторонами заключается сделка. Сделки заключаются на рынке, который является сферой товарного обмена.

Рассмотрим особенности некоторых составляющих исходных идей маркетинга.

Потребности и мотивация

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму, в зависимости от культурного уровня, окружения и особенностей личности.

Потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.д.) и социальные (потребности физического и социального существования людей).

Существенные черты человеческих потребностей: объективность происхождения, исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность.

Наиболее сложный вид - духовные потребности, которые реализуются в ходе преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной деятельности.

Неудовлетворение основных жизненно-важных потребностей тормозит появление и развитие других потребностей, снижает активность человека либо меняет направление этой активности.

Основная заповедь маркетинга - ориентация на покупателя, поэтому центральной задачей является - обеспечить готовность и желание покупателя приобрести конкретный товар (услугу) или создать эффективную мотивацию.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают личность к деятельности, ориентированной на достижение определенных целей. При этом потребность выступает мотивом к совершению определенных действий. В этой связи, модель мотивации поведения индивида можно представить следующим образом:

 

Рис. 4

 

Модель мотивации поведения индивида

В зависимости от степени удовлетворения потребности мотивационный процесс продолжается на новом витке, формируется другая более актуальная потребность.

Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности его инициируют. Однако они находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча друг другу. При этом составляющие этого взаимодействия меняются во времени, изменяя направленность и характер действия мотива; поэтому зачастую возникают непредвиденные затруднения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия. Такое явление связано с тем, что многие мотивы поведения могут не осознаваться человеком, - такое предположение впервые было выдвинуто З.Фрейдом в его психоаналитической теории. Он экспериментально доказал наличие в структуре человеческой психики трех подструктур: сверхсознания ("Супер эго"), связанного с воздействием на психику общества, морали различных запретов; собственно сознания (''Эго'') и подсознания ("Оно"), которое является источником бессознательных импульсов, влияющих на сознательное поведение (основой которых являются разнообразные инстинкты, в первую очередь сексуального типа).

Содержательные теории мотивации

В практическом маркетинге в настоящее время применяются так называемые содержательные теории мотивации, которые анализируют факторы, влияющие на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности (в т.ч. к покупательскому поведению). Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу; теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; теория двух факторов Ф. Герцберга.

Американский психолог А. Маслоу первым предложил систему потребностей и взаимосвязей между ними, считая возможным выстроить иерархию, в которой высшие запросы и мотивы не выступают на первый план, пока не удовлетворены потребности низшего уровня. Иерархия состоит из пяти уровней:

физиологические потребности - в еде, воде, тепле;

потребности в безопасности и уверенности в будущем

включают потребности в защите от физических и мифологических опасностей со стороны внешней среды и уверенность в потребности в общении, дружбе, любви, принадлежности к какому - либо коллективу;

потребности в признании и уважении включают в себя такие потребности, как высокий статус, власть, престиж, уважение, а также самоуважение и уверенность в себе;

потребность в самореализации

потребность в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, связанных с развитием личности.

Разновидностью концепции А. Маслоу является теория приобретенных потребностей Д. Мак - Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность во власти и в успехе выражается, как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А. Маслоу потребность власти попадает между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать свои позиции. Они, как правило, требуют повышенного внимания к себе со стороны других людей.

Мотивация на основании потребности в причастности по Д. Мак-Клелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в сотрудничестве, установлении дружеских отношений, оказании помощи другим.

Основные идеи А. Маслоу получили дальнейшую разработку у Ф. Герцберга, который считается одним из ведущих теоретиков поведенческого подхода в индустриальной социологии. Он эмпирическим путем выделил две группы факторов трудовой деятельности, связанные с двумя группами процессов «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» и «неудовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» Это два различных процесса, - делает вывод Ф. Герцберг, т.е. факторы, которые вызывают рост неудовлетворенности работника, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворенности и наоборот.

Процесс "удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности" определяется факторами, связанными с содержанием работ. Они оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение личности. Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей: достижения, признания, ответственности, продвижения, возможности роста.

Процесс "неудовлетворенность - отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием внешних, по отношению к работе, факторов. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности, - но они не играют мотивирующей роли. Они являются как бы гигиеническими факторами (факторами "здоровья", устранения "боли"). То есть их цель - создание нормальных, здоровых условий труда (зарплата, безопасность на рабочем месте, межличностные отношения, комфорт и т.д.).

Вышеизложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует какое-либо единое учение, объясняющее мотивационную структуру личности, позволяющее точно прогнозировать ее поведение. Каждая из теорий имеет определенные особенности, что дает ей возможность получить широкое признание среди ученых - обществоведов. Так, например, в концепции А. Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. Д. Мак - Клелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношения отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных потребностей на поведение человека. В теории Ф. Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и здоровья. Тем самым он указывает на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к состоянию удовлетворенности.

Однако при этом все три вышеописанные теории имеют и нечто общее. Они дают классификацию потребностей, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.

Спрос

Индивид, испытывая потребность, желает приобрести товар, но для того, чтобы он осуществил спрос на товар, необходимо несколько условий:

доступность товара (место продажи);

покупательская способность;

определенная воля к покупке и окружающая социальная среда.

Потребляя товар, индивид не только должен быть доволен сам, но ему также важна реакция той социальной группы, к которой он принадлежит.

В данном случае стратегия предприятия сводится к следующему: вызвать желание в потребности того товара, который предприятие выпускает; иметь потребителя, который желает приобрести этот товар, и среди тех, кто желает - осуществить спрос на этот товар.

Возможны два рычага воздействия на покупателя:

"играть" на товаре, его привлекательности;

как можно меньше иметь сдерживающих факторов между теми, кто желает, и кто приобретает товар.

Товар

Разные товары в разной степени могут удовлетворять человеческие потребности. Различают три степени удовлетворения потребности:

неудовлетворенные,

частично удовлетворенные,

полностью удовлетворенные.

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Предприятие должно все время беспокоиться об адекватности производимого им товара с потребностью в нем покупателя. Товар, полностью удовлетворяющий потребность, является товаром - идеалом.

Обменная ценность товара (цена) зависит от его способности выполнять функции:

потребительскую (способность произведенной продукции удовлетворять конкретные запросы потребителя);

символическую (определяется престижностью товарной марки);

эмоциональную (по чисто субъективным причинам я люблю или не люблю этот товар).

Чем полнее товар выполняет эти функции, тем выше его цена.

Рынок

Спрос покупателя на товар реализуется через рынок. Под рынком здесь понимается совокупность покупателей товара, как существующих, так и возможных. Это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд приобретают признание у потребителей. Вся деятельность предприятия направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей своего целевого потребителя (сегмента рынка).

Товарные рынки, на которых действует фирма или ее бизнес единицы, можно оценивать с точки зрения их привлекательности и с точки зрения преимуществ, которыми на каждом из этих рынков обладает фирма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: