Президент как глава государства

Главное и наиболее заметное отличие президента республики от мо­нарха заключается в том, что должность президента выборная. Главой государства в республике формально и юридически может быть избран практически любой гражданин, который соответствует всем установлен­ным цензам, и в отличие от монарха президент избирается на определен­ный срок. Это временная должность. Так, президент избирается на З года в Латвии, на 4 года - в США, на 5 лет - в Бразилии, на 7 лет - во Франции. Для избрания на должность кандидат должен соответствовать определен­ным требованиям: иметь гражданство данного государства (в Польше на выборах в 1980 г. выдвигалось лицо, имевшее кроме польского еще канад­ское и перуанское гражданство), наличие полных гражданских и полити­ческих прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, в Ита­лии - 50 лет, в Китае - 45 лет, в Никарагуа - 25 лет). Иногда устанавлива­ется предельный возраст - в Намибии - не старше 65 лет. Многие консти­туции устанавливают определенный срок проживания в стране - на Ук­раине 10 лет, в США -14, в Грузии 15 лет, а в ряде случае требуется, что­бы претендент не был натурализованным гражданином.

Существую различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Венгрия, Турции). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой ре­зультат достигается редко. В последующих турах требования снижа­ются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. Президент, избранный парламентом, «слабый» прези­дент, т.к. не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США). При этом способе результаты выборов становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель; коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии; коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция).

Президент обладает следующими полномочиями:

- по представительству государства вовне и внутри страны;

- в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент промульгирует (подписывает) законы;

- по формированию других высших органов государства (назначает правительство, премьер - министра (Украина), министров (США);

- в сфере нормотворчества издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти;

- в сфере урегулирования чрезвычайных ситуаций;

- по распоряжению вооруженными силами;

- как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов;

- в сфере правового статуса личности.

Конституции как предусматривают обязанности президента, так и со­держат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмеще­ние должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве ак­ционерных компаний, приобретения государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художествен­ную и литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в полити­ческой партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну только с разрешения парламента.

При президенте создаются различные совещательные органы, помо­гающие ему осуществлять конституционные полномочия (Совет респуб­лики в Бразилии, советы по экономике, по вопросам обороны и т.д. при президенте Египта). Роль такого аппарата особенно велика в полупрезидентских и президентских республиках.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои дейст­вия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедура и условия этой ответст­венности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности.

В США обвинительное заключение при­нимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстра­нении его от должности, сенат. На Украине, Казахстане эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участву­ют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Реше­ния принимаются квалифицированным большинством голосов, установ­лен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против пре­зидента считается отклоненным.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры: в Словакии президент может быть смещен с должности парламентом. В парламентарных республиках за редчайшим исключением (Словакия) за акты по управлению государством президент ответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по совету которого пре­зидент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также ответственности перед парламен­том не несет, кроме импичмента.

Вице - президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится вре­менным президентом при тяжелой болезни, смерти, отставке, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы. Вице президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В случае отсутствия президента его замещает председатель сената (Франция), пре­мьер - министр (Украина), председатель однопалатного парламента (Венг­рия). Конституция Болгарии устанавливает, что вице - президент не дол­жен выступать против политики президента, при разногласии он должен уйти в отставку.

 

31 Общая характеристика судебной власти, принципы организации и деятельности судебных органов

Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей са­мостоятельная и независимая сфера публичной власти. Судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. Самостоятельность и независимость судебной власти не стоит понимать так, будто она никак не зависит от двух других ветвей власти. Законодательная власть определяет структуру судебной системы, компетенцию судов, статус судей и др. она участвует в формировании судейского корпуса. В некоторых странах от исполнительной власти зависит создание надлежащих условий для работы судов, подготовка кадров для замещения судейских должностей и ряд других организационных вопросов. Во многих государствах назначение на судебные должности производит глава государства (президент или монарх).

  Полномочия судебной власти:

- по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

- полномочий по обязательному толкованию норм права (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд США);

- нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах);

- контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания, деятельности государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия);

- второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и др.).

Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исклю­чительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. Деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по приме­нению законов в отношении виновных лиц именуется правосудием, т.е. реализация судом законов, деятельность суда - это и есть правосудие.

Если законодательная власть осуществляется парламентом, исполни­тельная - парламентом, то судебные полномочия, судебная власть осуще­ствляются не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.

Судебная власть имеет следующие функции: функцию наказания (кары) за нарушение государственных предписа­ний; функцию рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином; функцию разрешения споров между государственными структурами, в которых отдельный человек не фигурирует.

Принципы правосудия закрепляются в конституциях или специаль­ных законах. Большинство конституций перечисляют суды и закрепляют порядок их формирования. Но для всех судов характерен один и тот же набор принципов, которыми они руководствуются в своей работе. К числу этих принципов относятся:

- независимость суда (ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения);

- коллегиальность при рассмотрении дел (мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения);

- профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;

- право на обжалование решений (возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системе применяется только апелляция, в большинстве континентальных стран Европы — и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, Германии — апелляция и ревизия);

- гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел (т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон);

- равноправие сторон в процессе и состязательность при рассмотрении дел.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко.

К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: