1) ВСПОМНИМ, КАКОВА СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ?
1. Тезис – основное положение, которое нужно доказать. В нём сжато раскрывается тема и основная мысль.
2. Аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения из прочитанного текста.
Доказательства не должны противоречить друг другу. Должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще. Следует избегать однотипных аргументов, а также их нечёткого словесного оформления.
Аргументом может быть ссылка на высказывания или мнения авторитетных людей, общественных деятелей, писателей в поддержку своего мнения. В этом случае уместно введение небольшой цитаты.
3. Вывод – заключение. Подведение итога сказанному.
Речевыми средствами связи могут быть:
- повторы слов,
- местоимения (личные, указательные),
- вводные слова и конструкции (во-первых, во-вторых, так, как видим, таким образом, итак, значит, следовательно, в заключение). (слайд 12)
Вначале напишем небольшое вступление, в котором раскроем тему текста и сформулируем тезис.
- О чём будем писать в тезисе?
Примерное начало сочинения:
1 В прочитанном мною отрывке из книги В.Осеевой говорится о дружбе. К героине произведения пришла любовь, и теперь она должна сделать трудный выбор. Динка решает, что обманывать друзей нельзя. И я полностью на её стороне.
2 Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать
Приведём аргументы.
Помним, что доказательства не должны противоречить друг другу. Должны соотноситься с темой и основной мыслью (тезисом), а не быть мнением вообще. Следует избегать однотипных аргументов, а также их нечёткого словесного оформления.
Аргументом может быть ссылка на высказывания или мнения авторитетных людей, общественных деятелей, писателей в поддержку своего мнения. В этом случае уместно введение небольшой цитаты.
В части аргументы можем использовать вводные слова, которые указывают на порядок мыслей и их связь.
Примеры аргументов:
Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20).
Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста.)
Помните: цитированный фрагмент не должен быть большим и должен иметь прямое отношение к теме.
Вывод.
Пересекается с тезисом.
Пример вывода: Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали или стараться смягчить удар.