Лекция 1. Cоциально-экономическое и политическое развитие Казахстана в начале ХХ века

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА»

 

 

Лекция 1.    Cоциально-экономическое и политическое развитие Казахстана в начале ХХ века

1. Предмет, цели, задачи, хронология и актуальные проблемы курса «Современная история Казахстана».

2. Особенности национально-освободительных движений против колонизации в Казахстане и их историческая преемственность.

3. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века.

 

1. Предмет курса «Современная история Казах­стана», если рассматривать его в традиционном смысле, охватывает период с конца 80-х годов ХХ века и до настоящего времени. Однако, учитывая исторические взаимосвязи, в данном курсе реализуется расширенное понимание современной истории, уходящей корнями в предшествующее время. Такое понимание охватывает в целом широкий исторический период - с древнейших времен до сегодняш­них дней.

История Казахстана до обретения независимости в 1991 году - это летопись созидания и духовной силы, борьбы и стойкости. Достижение государственной независимости стало эпохальным событием в многовековой истории Казахстана. Поэтому история суверенного Казахстана конца XX - начала XXI веков, на стыке тысячелетий - это новая, современная летопись достижений граждан республики, обретших независимость и строящих но­вое государство.

Историческая наука всегда имела большую значимость. Это касается всех отраслей истории, а особенно истории Казахстана. История – не сумма отдельных фактов, а живая, постоянно развивающаяся цепочка, звенья которой влияют друг на друга на протяжении веков и тысячелетий.

Основная цель учебной дисциплины «Современная история Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории современного Казахстана; направить внимание студентов на проблемы становления и развития независимой государственности в Казахстане, духовной культуры, непрерывности и преемственности этногенеза; довести до сознания студентов сущность фундаментальных проблем истории, обучить их научным методам исторического познания, сформировать у них научное мировоззрение и гражданскую позицию.

В связи с этим ставятся ниже следующие задачи:

ознакомить студентов с обширным фактологическим материалом в хронологической последовательности, основываясь на достижениях современной исторической науки Казахстана;

сформировать у студентов творческое мышление через применение методики проблемных уроков;

определить роль истории современного Казахстана в системе гуманитарных дисциплин, специфику его обьекта и предмета, для выявления наиболее актуальных проблем

сформировать представление о роли истории и исторической науки, их отраслей и направлений, социальных и политических проблемах в контексте определенных исторических этапов.

История Казахстана как учебная дисциплина решает следующие конкретные задачи:
Во-первых, задача познавательная, или гносеологическая, заключается в познании истории Казахстана.

Во-вторых, задача праксеологическая, которая заключается в получении навыков самостоятельного анализа исторических событий и явлений.

В-третьих, аксеологическая, то есть приобщение к собственной истории и формирование чувства сопричастности к ней.

В-четвертых, прогностическая, невозможна без решения предыдущих задач. На основе анализа сложных и многообразных исторических событий и явлений прогностическая задача направлена на предвидение их дальнейшего развития.

Задача обучающихся – не только узнать историю Отечества, но и понять ее логику, научиться самостоятельно формулировать проблемы, искать пути их решения. Тем более, что нынешним студентам придется сталкиваться с новыми вызовами времени, обусловленными глобализацией. Задача вхождения Казахстана в новую эру, вхождения на условиях равного ведущим государствам во многом зависит от знания, понимания Отечественной истории. Наша задача – не только дать Вам сумму фактов, дат, имен, но и научить понимать, анализировать историю.

На современном этапе Казахстан определяет свое место в мировом социальном пространстве и историческом времени. В казахстанском обществе формируется историческое сознание, которое является связующим звеном времен и поколений на основе осознания общности своей историчес­кой судьбы. Формируется национальное самосознание на приоритетах консолидации и единства казахстанского общества. Прошлое Казахстана - составляет основную часть гуманитарного пространства на различных уровнях общественного сознания. Формирование современной интеллектуальной личности идет на основе взаимодействия национальной истории и исторической преемственности. 

Современная история Казахстана является частью истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст всемирной истории, истории Евразии и стран Центральной Азии. Современная история Казахстана - период в котором в целостном виде изучаются исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности, имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней.

ХХ век является одним из важнейших периодов в исторической судьбе казахского народа. К этому периоду относится развитие общественно-политической мысли казахского народа. Зарождаются идеи модернизации казахской государственности. История ХХ века наполнена социально-политическими и культурными противоречиями, политическими и экономическими преобразованиями вследствие Мировых войн. Данный исторический отрезок содержит в себе ключ к пониманию трансформации общества под влиянием советской системы. Изучению этих различных процессов, необходимо уделить особое внимание.

2. Особенности национально-освободительных движений против колонизации в Казахстане и их историческая преемственность.

В истории Казахстан известно несколько движений казахского народа за свою независим сотен освободительных движений казахского народа за свою независимость, среди которых наиболее известными были: движение С.Датова (1783-1797 гг), восстание И.Тайманова и М.Отемисова (1836-1838), движение султанов Касымовых – Саржана и Кенесары (1824-1836, 1837-1847), восстание Ж.Нурмухамедова (1856-1857) и др.

Восстание- общее название ряда политических действий, являющихся различными формами массового выступления против существующей власти, как правило не приводящего к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч.

Национально-освободительное движение - термин, в широком смысле обозначающий борьбу колоний за независимость от метрополий, в более узком смысле может обозначать совокупность нескольких восстаний.

Периодизация основных этапов НОД:

• 1 этап - 1731-1847 гг. – характеризуется присутствием монархических иллюзий и заканчивается открытой войной с метрополией.

• 2 этап – 1847- к. ХІХ в. – для данного этапа присущи «мирные» формы борьбы, просветительство, реформаторство, идея национальной автономии.

• 3 этап – начало ХХ в. – 1940 г. – появляются самостоятельные крестьянские выступления, направленные на борьбу с модернизациями казарменного строя и тоталитарной системы.

• 4 этап – 1950-1990 гг. – открытые выступления против командно-административной системы управления, политической бюрократии, советской идеологии, что завершается достижением Казахстаном строительства основ суверенного государства.

Типология НОД: между представителями разных конфессий; между различными культурами; социальные конфликты; между лидерами и участниками восстаний

Общие причины НОД казахского народа: многочисленные испытания, выпавшие на долю казахского народа на протяжении ХVІІІ-начала ХХ вв., с особой остротой поставили вопрос о его выживании и сохранении как этноса; окончательная ликвидация национальной государственности повлекла за собой превращение Казахстана в одну из провинции Российской империи; потеря земли, массовое переселение, хищническая эксплуатация природных ресурсов; разрушение традиционного способа хозяйствования; насильственная христианизация и русификация поставили перед казахами проблему самосохранения.

Формы НОД в Казахстане в 18-начале 20 вв.: крестьянская война – форма политической борьбы; крестьянское восстание – стихийная форма протеста против существующей власти, которая может приобретать форму крестьянской войны; народно-освободительная борьба; народно-освободительное движение как форма борьбы народа против колониализма, характерная для аграрных и традиционных обществ, конечной целью которых является достижение государственного суверенитета и национальной независимости.

3. В начале ХХ века Казахстан продолжал оставаться колонией Российской империи. Вследствие ужесточения царским правительством колониальной политики в конце XIX – начале XX вв., массового изъятия казахских земель в пользу крестьян-переселенцев обострилась социально-политическая ситуация, усилился массовый протест местного кочевого населения против колонизаторской политики правительства, выразившийся в массовых волнениях, демонстрациях и митингах рабочих крупных промышленных предприятий, письмах и петициях к правительству и царю. Самой крупной акцией протеста против ужесточения колониальной политики царского правительства была Каркаралинская петиция от имени казахов Каркаралинского уезда, организованная представителями казахской интеллигенции, состоявшая из 47 пунктов по актуальным для казахов вопросам религии, языка, пастбищ и природных богатств.

Если с 1853 по 1905 годы у казахов было отнято 4 млн. дес. земли, то в 1906-1907 годах эта цифра достигла 17 млн. дес., к 1917 году было изъято более 45 млн. дес. земель. Нехватка земли заставляла коренное население переходить в полупустынные и пустынные, малопригодные для скотоводства районы. Аграрная реформа П. Столыпина имела печальные последствия для казахского народа. С 1895 по 1905 годы только в степные области Казахстана переселилось 294296 человек, с 1906 по 1910 годы 770000 человек. Наиболее активно заселялись Акмолинская, Торгайская, Семипалатинская, Уральская и Семиреченская области. К 1914 году число крестьян-переселенцев возросло до 714000 человек.

Основу промышленности составляла горнорудная и горнодобывающая отрасли. В начале ХХв. предприятия горнодобывающей промышленности становились собственностью иностранных компаний. Англо-французское акционерное общество выкупило у российских предпринимателей Успенский, Спасский медные рудники, Саранский и Карагандинский угольные и два железных рудника. Одной из главных отраслей горной промышленности была золотодобывающая.В Усть-Каменогорском уезде было больше 100 золотых приисков. Здесь в 1904г. на основе восьми рудников была создана Алтайская золотодобывающая компания. Общая сумма иностранного капитала к 1917г. составляла около 75 миллионов рублей. В 1911г. стали добывать нефть на Досcорском промысле в западном Казахстане.

Строительство железнодорожной магистрали Оренбург-Ташкент способствовало вовлечению Южного Казахстана в торговые отношения с другими регионами. Численность рабочих к 1902-1904 годам на железной дороге Оренбург-Ташкент достигла 30000 человек. В 1912 году было создано Общество строительства Туркестано-Сибирской железной дороги. Были построены железные дороги Троицкая, Екибастузская, Спасско-Карагандинская, Риддерская. 

Первая мировая война имела тяжелые последствия для Казахстана. Туркестанский край в 1914-1916 годах поставил на фронт 2089 т. хлопка, 300000 кг мяса, 70000 лошадей, 13000 верблюдов и около 14000 юрт. В первый год войны из Семиреченской области вывезено животноводческого сырья на 34 млн. рублей. В 1914 г. кибиточная подать составила 600000 рублей, а в 1917 - 1200 рублей.В связи с нехваткой рабочих рук сократилась добыча угля и нефти. На Эмбе добыча нефти сократилась с 265560 до 8000 т. в 1915 году. Нужда и непосильный труд вызвали антиправительственные выступ­ления рабочих. В Казахстан высылали военнопленных (Усть-Каменогорск, Омск, Акмолинск, Павлодар, Семипалатинск, Петропавловск). В Омске было до 20000, Акмолинской области – 22000военнопленных. В феврале 1915 года в Семипалатинске, 3айсане, Усть-Каменогорске и Павлодаре число военнопленных достигло 8000 человек. Многие из них работали на Екибастузских, Кумгульских каменноугольных копях и Риддерском руд­нике.

 

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. ТТ. 1,2,3,4. А., 1996-2010 гг.

2. Восстание 1916 г. в Казахстане. Документы и материалы.  А.,1974

3. Грозный 1916 год. Сборник документов и материалов. тт. I, II. –А.,1998

4. Жиренчин К.А. Политическое развитие Казахстана в XIX – начала XX в. – А.,1996.

5. Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. – М., 1994.

6. Алаш Орда: Сборник документов. – А., 1992.

7. Ауанасова А. Политические взгляды представителей национальной интеллигенции Туркестана н.XXв// Высшая школа Казахстана. 2007, №3.

8. Бурабаев М. Общественная мысль в Казахстане (1917-1940г.г.).  А., 1991.

9. Аманжолова Д. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. – Алматы, Изд. дом «Таймас», 2009. – 421 с.

10.Валиханов Э.Ж., Кривков А.Л., Хабиджанова Г.Б.. Русская демократическая интеллигенция в Казахстане (Вторая половина XIX–начало XX в.). – Москва, 2003.–382 с.

11. Бейсембиев К Б. Идейно-политическое течение в Казахстане к XIX-начала XX века. - Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961. – 380с.

12. Абжанов Х. Миссия интеллигенции: (казахская интеллигенция 19-начала 20 века) // Казахстанская правда. 2006. 24 февр.(№ 39-40).

13. Современная история Казахстана: учебник для студентов неистор. спец. (бакалавриата) высш. учеб. заведений / Б. Г. Аяган [и др.]; ред. Б. Г. Аяган; Ин-т истории гос-ва МОН РК. - Алматы: Раритет, 2010. – 432 с.

14. Эпистолярное наследие казахской правящей элиты. Сборник исторических документов в 2-х томах. Алматы. 2014.

15. Казахские чиновники на службе Российской империи. Сборник документов и материалов. Составители: Султангалиева Г.С. (отв.ред), Далаева Т.Т., Удербаева С.К. Алматы: Қазақ университеті, 2014

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: