Особенности применения методов и средств обучения в средней школе

Краткое содержание метода (классификация в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, предложенная М. Н. Скаткиным и И.Я. Лернером) Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
2. Репродуктивный метод.Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т. д. 3. Деятельность обучаемых заключается не только п восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство и т.д.)
4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы 4. Деятельность обучаемого заключается п активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них основы творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т. д. 5. Деятельность обучаемых заключается п освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

 

Особенности применения методов и средств на уроке английского языка в средней школе:

Для начала стоит также отметить, что особое место в обучении языковой компетенции принято считать принцип наглядности, который часто синонимизируют с такой парадигмой как визуализация. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация.

Для реализации принципа наглядности в процессе обучения английскому языку предусмотрена возможность размещения в кабинете тематических стендов, информационных материалов, учебников и книг на английском языке. В данном случае задача наглядности заключается в формировании психической активности учащихся средних и старших классов, а также вызывает интерес к занятиям языком, увеличении объём усваиваемого материала и способствует развитию творческой составляющей у молодого поколения.

Рассмотрим методы самой визуализации, применяемые непосредственно в процессе обучения английскому языку для лучшего усвоения получаемых знаний. В частности отметим особую роль применения технологических средств и компьютерных технологий в образовательном процессе. Сейчас тяжело представить какое-либо образовательное учреждение без двух составляющих: интерактивная доска и компьютер с проектором. Интеграция данных устройств в общеобразовательный процесс возникла из-за необходимости использования визуальных методов обучения.

• Мультимедийные презентации представляет собой «учебные материалы, подготовленные с помощью редактора мультимедийных презентаций Power Point. М. п. используется для организации работы по определенной теме, привлечения внимания учащихся к лексико-грамматическому или страноведческому материалу». Использование мультимедийной презентации способствует повышению интереса обучающихся и мотивирует учащихся на изучение английского языка. Такая подача материала позволяет учителю сфокусировать внимание учеников на самом процессе обучения. А разнообразие средств представления информации, которые можно использовать при создании презентации, помогает выбрать наиболее подходящую демонстрацию материалов урока, тем самым дополнив иллюстративный материал учебника. Педагог вправе сам составлять презентации или использовать уже готовые методические рекомендации с учительских веб-ресурсов.

• Ментальные карты (также принято называть «диаграммы связей», «ассоциативные карты», «мыслительные карты», «карты памяти», «умственные карты» и «интеллект карты») представляют собой «метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, а также инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся» [5]. Диаграммы связей работают по принципу запоминания ключевых слов и помогают структурировать материал урока в доступной форме. Ментальные карты изображаются в виде древовидной схемы, на которой изображены слова или другие понятия, связанные «ветвями» и отводящиеся от центрального понятия. Применение таких карт на уроках английского языка в средних и старших классах дает возможность создать мотивацию к активному участию в учебном процессе и овладению английским языком как средством коммуникации, а также позволяет конструировать содержания учебного материала урока, научить учащихся пользоваться словарями и справочниками с целью поиска необходимых значений. Учитель с помощью компьютера и интерактивной доски может прямо на уроке показать учащимся логику создания умственной карты и соответственно логику построения материала урока или темы.

• Облака тегов. Среди большинства представителей современного поколения принято выделять всю имеющуюся информацию по основным словам, объясняющим суть того или иного коммуникативного сообщения. Проще говоря, среди молодёжи особое значение имеет такое понятие как теги. По ним ищут информацию в коммуникационной сети Интернет, с помощью них ориентируются в необъятном медиа пространстве. Поэтому эффективным можно считать создание облаков тегов. «Применение данной методики на занятиях по иностранному языку является одним из средств повышения интереса к обучению, позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися устной речью, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию и совершенствованию лексических навыков».

• Интерактивные тренажеры представлены в виде развивающей игры. На первый взгляд использование такого метода является не подходящим для средних и старших классов. Однако сейчас процесс игры актуален как среди начальных классов, так и для старшеклассников в виду его уникального алгоритма построения самого учебного процесса. Включиться в процесс игры намного легче и удобнее. Аркадные типы игр и игры-головоломки улучшают мозговую деятельность и процесс запоминания, а если в процессе этих игр идет употребление англоязычных выражений и фраз, то подросток запоминает речевую и текстовую информацию значительно лучше. В распоряжении педагога представлена огромная база интерактивных тренажеров. Некоторые из них являются онлайновыми. К примеру, для использования игровых онлайновых тренажеров Dualingo и Lingualeo необходимо только доступ к Интернету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: