Дополнительная литература

В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.

  Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхаира вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхаир хана – его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. После гибели Шайх-Хайдара, внуки Абулхаира бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы молодого государства.

Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джанибек и Гирей стремились в первую очередь утвердить право на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и др. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона.

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений – под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани.

Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Гирей хана – Бурундук. Об обстоятельствах и точном времени перехода ханской власти в руки Бурундука ничего не известно. Ибн Рузбихан, говоря о событиях начала 70-х годов XV в., замечает, что «в улусе казахов султаны претендовали на ханскую власть. После того как этот сан некоторое время принадлежал нескольким лицам, очередь ханствовать досталась Бурундук хану».

В 80 – 90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев. Итогом борьбы к исходу XV в. было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммед Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук.

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

 

2. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в., особенно при хане Касыме (1512 – 1521 гг.). Фактически он стал править еще при Бурундуке.

Впервые имя Касым султана упоминается в источниках в связи с описанием войн Мухаммада Шейбани с казахскими владетелями еще в 80-х годах XV в., где о нем говорится как об одном «из известных султанов и славных бахадуров» Кыпчака и предводителе конницы войска Бурундук хана.

Соперничество двух влиятельнейших людей ханства закончилось победой энергичного султана Касыма. Не ранее осени 1511 г. Бурундук хан с кучкой приближенных удалился в Мавераннахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Джанибека.  

В 1509 – 1510 гг. Мухаммад Шейбани совершил несколько походов на территорию казахов. В результате этих походов ему удалось временно вытеснить казахских правителей за пределы оазисов Туркестана.

В 1510 г. Мухаммад Шайбани вновь пришел к Сыгнаку, но потерпел сокрушительный разгром от войск султана Касыма, остатки узбеков-шайбанидов бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом, в битве с шахом Ирана.

Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти в Южном Казахстане. Вскоре под власть казахского хана перешел самый южный из городов Присырдарьи Сайрам.

Во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными просторами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватили предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна р. Яик.

Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия III (1505 – 1533 гг.). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).

По свидетельствам источников численность населения Казахского ханства при хане Касыме достигло 1 миллиона человек. Народное предание казахов связывает с именем Касыма создание законов, известных как «Қасым ханның қасқа жолы».  

Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это обнаружилось сразу же после его смерти, когда проявился сепаратизм султанов, и начались усобицы. Отрицательные последствия усобиц на положении ханства особенно резко сказалось в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов.

Согласно Мухамаду Хайдару, после смерти Касым - хана на престоле утвердился его сын Мамаш (1521-1522гг.). Около 1523/24- 1531/32 гг. правил Тахир хан.

Тахир хан не пользовался тем влиянием, что его дядя Касым. Он отличался крайней жестокостью и не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствует его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи. Принятый ханом внешне и внутриполитический курс губительно отозвался на ханстве и судьбе самого Тахира. Вслед за возвышением Казахского ханства наступили годы бедствий и смуты.

Практически до конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Ясы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра.             

Ко второй половине XVI в. Казахское ханство переживало сильное ослабление в связи с бесконечными войнами, междоусобицами, но в период правления Хак-Назар хана оно достигло некоторого подъема во внутренней и внешнеполитической жизни. Вступив на ханский престол, Хак-Назар хан (1538 – 1580 гг.) боролся против ойратов и могольского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Упорная борьба развернулась в 1560 г. в Могулистане. В середине XVI в. казахи занимали не только среднее течение Сырдарьи, но и кочевья в Могулистане. Стремление Абд ар-Рашид хана вытеснить казахов из Могулистана и послужило причиной борьбы. При Хак-Назар хане казахско-могульские отношения были напряженными и очень часто могульские ханы получали перевес в этой борьбе.

После присоединения к России в 1552 г. Казани, в 1556 г. – Астрахани под власть Русского государства перешел весь бассейн Волги. В течение XVI в. к России были присоединены башкиры, Сибирское ханство. Последствием этого явилось то, что ногайские орды отступили на юг и восток. Во второй половине XVI и в XVII вв. их кочевья простирались от Волги до Иртыша. Потеснили их также нахлынувшие в казахские степи башкиры и сибирские татары. Во второй половине XVI в. в Центральном Казахстане и в низовьях Сырдарьи появляются каракалпаки. 

В середине XVI в. Хак-Назар хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. 

В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славою. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев.

После гибели Хак-Назара, ханом стал Шигай – сын Джадик султана, сына Джанибек хана. Шигай и его сыновья принимали активное участие в борьбе Шайбанида Абдаллах хана с сыновьями Науруз-Ахмад хана. За существенную помощь, оказанную Шигай ханом в этой борьбе, Абдаллах хан в июне 1581 г. пожаловал ему в удел Ходжент. Последний раз имя Шигай хана упоминается в источниках в 1582 г. Он умер в возрасте около 80 лет. Похоронен в селении Кумушкент, близ Бухары.

После Шигай-хана правил Тауекел – хан. Год начала его правления источниками точно не определяется. Будучи весьма энергичным, честолюбивым и предприимчивым, Тауекел не смог питать надежды стать независимым правителем своего народа, оставаясь под покровительством Абдаллаха. С другой стороны, с завершением победоносной войны с Баба султаном уже не существовало более общей цели: близлежащие к кочевьям казахов районы окончательно признали власть Бухары, и вместе с этим отпала и необходимость в поддержке казахских владетелей, которых Абдаллах рассматривал лишь как полезных союзников. А казахи, в свою очередь, издавна стремившиеся к обладанию туркестанскими городами и Ташкентом, видели теперь в лице Абдаллаха не покровителя, а соперника.

В 1598 г. умер Абдаллах хан, а летом этого же года погиб от руки мятежных эмиров сын его Абд ал-Мумин, и во владениях Шайбанидов наступили смутные времена. Монархия Абдаллаха окончательно разваливалась. На различных концах прежнего обширного государства – в Бухаре, Герате, Балхе, Хиве – явились разные самостоятельные государи. Этой же полосой острого политического кризиса и воспользовался для своего повторного вторжения во владения Шайбанидов Тауекел хан.

В короткий срок он овладел Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом и направился с войском в сторону Бухары. Однако движение казахов в глубинные оазисы Средней Азии было приостановлено под стенами Бухары.

В одном из очередных сражений Тауекел хан был тяжело ранен, отошел к Ташкенту и там умер в том же 1598 г. Через некоторое время был достигнут мир: казахи отказались от Самарканда, но сохранили за собой Ташкент, Сайрам, Туркестан.

 

3. Ханом казахов, после смерти Таукел хана, стал Есим хан (1598 – 1613/14; 1627 – 1628 гг.). После смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия - Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Предметом постоянного и длительного спора между казахскими владетелями и Аштарханидами стал Ташкент – важный торгово-экономический центр. Власть над Ташкентом постоянно переходила из рук в руки от Есим хана к Аштарханидскому хану (Вали Мухаммад хан с 1606 по 1610 гг.; Имамкули хан с 1611 по 1642 гг.), а от него к другому казахскому правителю, Турсун хану.

Отношения с калмаками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн.

В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в. составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши). В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши. Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсетайши (1455 г.) фактически кончилось на время и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в. среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства.

С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.

После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья.

В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами.

Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия.

Джангир хан погиб в одном из сражений с калмаками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.

В Xvii – н. XVIIi вв. у казахов степных районов сохранялась исторически сложившаяся отрасль хозяйства – кочевое и полукочевое скотоводство. Основными видами скота были овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый скот разводился в небольшом количестве, главным образом в местах оседлости.

Закрепились ранее сложившиеся маршруты и годичные циклы кочевания со сменой сезонных пастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кыстау). Скотоводство зависело от природных условий. Заготовка кормов не производилась, зимой скот находился на подножном корму. В суровые зимы нередко происходил массовый падеж скота, кочевники-скотоводы разорялись, многие переходили к оседлости. Хотя и медленно, сами формы ведения кочевого скотоводства и его продуктивность улучшались. Сохранялись и постоянно совершенствовались навыки ведения животноводческого хозяйства. Жилище казахов - юрта, а также хозяйственный инвентарь были хорошо приспособлены для кочевания и обработки животноводческой продукции. Кочевое скотоводческое хозяйство во многом обеспечивало жизнь казахской семьи. Оно давало казахам продукты питания, материалы для одежды и обуви, устройства и убранства юрты, транспортные средства для перекочевок.

Кочевники-скотоводы занимались домашними промыслами, главным образом, по переработке животноводческого сырья. Изготовляли войлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотя хозяйство казахов оставалось в основном натуральным, но оно давало и излишек продукции для обмена на товары и продукты, произведенные городскими жителями и земледельцами. На рынки городов Туркестана – Сыгнака, Саурана и др. – кочевники – скотоводы пригоняли скот, доставляли кожи, шерсть, изделия из них, а также холодное оружие, изделия из дерева, продавали пушнину, меховые шубы и шапки. В обмен скотоводы получали хлопчатобумажные и шелковые ткани, изделия гончарного, металлического производства, готовые изделия из тканей и кожи, оружие и многое другое.

 Казахи знали оседлое и полуоседлое земледелие и городскую культуру. Постоянная связь кочевого хозяйства степных районов и районов оседлого земледелия и городского хозяйства была неотъемлемой чертой экономической жизни казахского общества. Кочевниками в местах зимовок создавались очаги земледелия, оседлые и полуоседлые поселения.

Экономическая система Казахского ханства базируется на двух взаимодополняющих хозяйственных укладах – кочевом скотоводческом и оседло-земледельческом, городском.

В Южном  Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Искусственное орошение продолжало развиваться в больших размерах и основывалось на каналах, арыках. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла – керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело. В городах была развита фортификационная система. Строились жилые постройки, культовые и общественные здания – мечети, медресе, мазары, бани, крытые рынки, караван-сараи.

Общественные отношения у казахов в Xvii – н. XVIIi вв. большинство исследователей считают патриархально- феодальными. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной и семейной собственности и был главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения. Верховным распорядителем земель был хан.

В южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф.

В основе деления казахского общества на сословие лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ақ суйек (белая кость) относились Чингизиды: ханы, султаны. Все остальное население ханства относилось к низшему сословию – қара суйек (черная кость), независимо от имущественного положения.  

Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Джангира Тауке около 35 лет (1680 – 1715/18 гг.) находился во главе казахского общества, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. По мнению историка А. Левшина: «Сей золотой век есть царствование знаменитого хана их Тявки, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы».

В условиях территориальной разобщенности кочевий и обособленности районов на обширной территории перед Тауке стояла трудная задача укрепления хозяйственно-политических связей между жузами и преодоления политического распада Казахского ханства.

Со ссылкой на казахские предания творцом «Жети Жаргы» принято называть хана Тауке. Он будто бы собрал для совета трех биев – Толе-бия из Старшего жуза, Казыбек-бия из Среднего жуза, Айтеке-бия из Младшего жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения. Согласно другому преданию, Тауке хан собрал в урочище Куль-Тобе (Сырдарьинская область) семь биев и эти бии соединили старые обычаи ханов Касима и Ишима в новые обычаи, называемые «Жети Жаргы». Поэтому в научной литературе «Жети Жаргы» именуется также «Уложением» хана Тауке и «Законами» хана Тауке.

По времени их появление вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Тауке приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения.

В «Жети Жаргы» были закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Согласно «Жети Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие. Вместе с тем, Тауке стремился ограничить власть султанов, укрепить централизацию путем управления тремя жузами через ответственных биев.

Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство и др.

Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий казахской знати.

Хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений.

 

Основная литература

1. История Казахстана. В 5-ти томах. Том IІ. – Алматы, 1998.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы, 2003.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 2-х частях. -Караганда, 2003.

4. История Казахстана: народы и культуры: Учеб. пособие //Масанов Н. Э. и др. – Алматы, 2000.

5. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. – Алма – Ата, 1992.

6. Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы, 2005.

7. Тынышпаев М. История Казахстана. – Алматы, 1993.

Дополнительная литература

1. Кудайбердиев Шакарим. Родословная казахов, киргизов, тюрков и ханских династий. – Алматы, 1992.

2. Мухаммед Хайдар Мирза. Тарихи Рашиди. – Ташкент, 1996.

3. Момынова Ш.Р. Образование казахской народности. – Караганда, 1990.

4. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV – XVII вв.: история, политика, дипломатия. – Алматы, 1998.

5. Зиманов С. З. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX в. – Алма-Ата, 1960.

6. Пищулина К.А. Присырдарьинские города и их значение в истории Казахских ханств в XV – XVII вв. Казахстан в XV – XVIII вв. //Вопросы социально-политической истории. – Алма-Ата, 1969.

7. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV– XVII вв. – Москва, 1982.

 

 

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: