Проект самовара, посвященному А. П. Чехову и московскому художественному театру

В 1881 году журнал «Русь» опубликовал рассказ Н. С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Патриотичная история про то, как трое тульских мастеров «умыли» англичан, «чтобы те над русскими не предвозвышались». Туляки подковали миниатюрную блоху, которую в Лондоне за миллион рублей серебром выкупил российский император Александр I. Левша сделал самую виртуозную работу: выковал крохотные гвоздики, которыми прибил подковку к стальным лапкам насекомого.

Сегодня никто из историков не сомневается, что Левша – это тульский персонаж. «Сказ» пропитан местной топонимикой (в нем, например, упоминается Московская и Киевская заставы, оружейная слобода в Заречье и т.д.) и реалиями жизни тульских мастеровых конца XVIII – начала XIX столетий. А главное подтверждение – это реальная история жизни главного механика Тульского оружейного завода Алексея Михайловича Сурнина.

По указу Екатерины II с 1794 года он был «надзирателем всего до дела ружей касающегося» на Тульском оружейном заводе. Как и литературный герой Левша, А. М. Сурнин учился мастерству в Англии, его также уговаривали остаться, соблазняя «большой образованностью», даже женитьбой. Эти обстоятельства были отмечены графом С. Р. Воронцовым, русским послом в Англии, в его письмах на родину.

Есть и другое неопровержимое доказательство – искусная работа тульских оружейников по выделке миниатюрных металлических изделий, в том числе крохотных моделей любого оружия, причем стреляющего настоящими патронами. Одно из первых упоминаний о миниатюрных моделях оружия относится к 1810 году, когда князю Игорю Долгорукову предложили в Туле пару кремневых пистолетов весом всего по 13 граммов. А на тульской промышленной выставке 1837 года оружейник Медведев показал пистолеты весом в 8,5 гр. Неудивительно, что «бесподобное мастерство» тульских оружейников, работавших безо всяких «мелкоскопов», было воспето в народной легенде и вдохновило Лескова.

 Особо почитался в оружейной среде Николай Чудотворец как покровитель торговли и военного дела (недаром в Туле было множество Никольских храмов). Перед выполнением царского задания трое тульских мастеров вместе с Левшой отправились в паломничество в Мценск, где и сейчас в Никольском соборе хранится уникальный образ Св. Николая Чудотворца, высеченный из камня в полный рост, в одной руке у Святого – храм, в другой – меч.

Традиция получить благословения в церкви на важную работу даже в годы советской власти сохранялась среди старых тульских мастеров оружейного дела. Невозможность ходить по воскресеньям на службы в родном тульском приходе стала одной из причин отказа Левши от крайне выгодного предложения остаться в Лондоне. Подметил Лесков в «Сказе» и еще одну немаловажную черту тульского оружейника – человека, знающего себе цену, строго охраняющего секреты мастерства и готового ночи напролет заниматься заказом, тянуть время до последнего и сдать-таки работу, когда уже никто и не надеется на результат. В среде тульских мастеровых любили повторять: «Душа есть-пить хочет, а штаны сшей». Что называется - надо, так надо, даже если стальная блоха с отяжелевшими от подковок лапками не сможет танцевать. Сейчас в российской блогерской среде Левшу принято считать родоначальником отечественных нанотехнологий.


В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братья Иван и Назар Лисицыны открывают небольшое поначалу, первое в городе самоварное заведение. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина,с петлеобразными ручками... Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие— и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, Ленинграда, Калуги. Впрочем, и Тульский областной краеведческий музей может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.


Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково. Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка,решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Как коренному туляку эти два известных бренда, прославивших Тулу, мне известны с детства. И я хотел бы напомнить не только тулякам, но и всем русским людям про нашу историю, но совершенно по-новому. И придумал как бы объединить в один новый проект, а именно самовар 21 века, посвященный «Тульскому Левше и всеобщему мастеровому делу». До сих пор в нашем городе (да, пожалуй, нигде) нет достойного памятника тульским мастерам, которые в своём ремесле поднялись до вершин подлинного искусства.

В моем проекте я по-новому трактую образ Левши и других героев рассказа Лескова. Делая проект самовара XXI века, я нашел художественную идею адекватную этой задачи. Тело самовара представляет собой гротескное изображение аглицкой блохи – предмета спора мастеров. В деталях отделки самовара предстают образы почти всех героев рассказа. Мастера как бы посмеиваются над раздутостью самой проблемы: эко, невидаль- блоху подковать. Таким образом я хочу показать силу не только мастерства, но, главное, достоинства русского человека. Не было раньше преклонения перед иностранными достижениями, и такого неверия во все русское. Мне кажется, что эти проекты дают новое видение старым вещам, воскрешают их из прошлого в новом, оригинальном дизайне.

ПРОЕКТ САМОВАРА, ПОСВЯЩЕННОМУ А.П.ЧЕХОВУ И МОСКОВСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕАТРУ.

Проект посвящен театру, основанному А.П.Чеховым. В своем проекте хотел показать героев пьес Чехова, а также самого писателя и символ театра чайки. Проекты различны по форме и внешнему виду. В одном можно увидеть стилизацию под театральный стул и вешалку, другой похож на вазу эпохи модерн. В своих эскизах я попытался соединить традицию русского чаепития и современную оригинальность сувенира. Все соответствующие содержанию самовара детали присутствуют, но им найден новый художественный образ, присущий остроумному характеру писателя. Надеюсь, что проект будет реализован.

 Антон Вячеславович Чубаков

8-925-199-27-97 / anton4ubakov@mail.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: