Задание 8. Определите значение следующих устойчивых словосочетаний и предложения с помощью словаря

Лексические нормы. Домашнее задание

Задание 1. Выберите определения (толкования) для следующих слов?

Демагог(4), маргинал (человек меняющий свое положение в соициальном обществе), мизантроп(2), альтруист(5), пацифист(9), эгоист(6), радикал(11), экстремист(11), ортодокс(12), неофит(8), сноб(13), негоциант(7), филистер(3), филантроп(1), коммивояжер(14), мазохист(15), куратор(16), библиофил(10).

1. (греч.) тот, кто занимается благотворительностью.

2. (греч.) человек, испытывающий ненависть к людям, страдающий человеконенавистничеством.

3. (нем.) человек с узким ограниченным кругозором и ханжеским поведением; мещанин, обыватель.

4. (греч.) лицо, пользующееся для достижения той или иной цели лживыми обещаниями, преднамеренным искажением фактов и т.п., высокопарными, пустыми рассуждениями, прикрывающими какие-либо корыстные цели.

5. (франц.) человек, проявляющий бескорыстную заботу о благе других, готовый жертвовать для других своими личными интересами.

6. (франц. от лат....) человек, предпочитающий личные интересы интересам других людей, страдающий себялюбием.

7. (лат.) оптовик, купец, ведущий торговые дела, главным образом с другими странами.

8. (греч.) новообращенный в какую-либо религию, 2) новый сторонник какого-либо учения, общественного движения, новичок в чем-либо.

9. (фран. - лат.) человек, осуждающий войну и ведущий активную общественную деятельность по ее предотвращению.

10. (греч.) любитель и знаток книг, собиратель редких книг.

11. (лат.) человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних действий и мер.

12. (греч.) человек, разделяющий традиционные, общепринятые взгляды, правоверный.

13. (англ.) - человек, претендующий на изысканно-утонченный вкус, манеры, особую интеллектуальность; с высокомерием относящийся к тем, кто не соответствует его представлениям.

14. (франц.) разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

15. человек, получающий удовольствие от причинения себе нравственных страданий, самоистязания.

16. (лат. - попечитель) человек, которому поручено наблюдение за какой-либо работой

 

Задание 2 Замените там, где это необходимо, неправильно употребленные слова синонимами.

1. Самолет в зоне перепадов стужи и тепла. 2. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог. 3. С удивлением мы узнавали свою группу крови. 4. До сих пор у нас используется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах. 5. Это препятствие нелегко одолеть. 6. В комнате, где находиться большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их. 7. В пресс-центре рабочая и в то же время суетливая обстановка. 8. Осадчук — мастер высшего класса, она будет работать высококачественно. 9. Это возможно только на основе максимальной механизации работ.

 

Задание 3. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Необходимо оплатить (командировочные − командированные) расходы.

2. Нужна (криминальная − криминалистическая) экспертиза.

3. Студент быстро (усвоил − освоил) материал.

4. Мне (знакомо ваше лицо − знакома ваша личность)

5. К его предложениям относятся так (нетерпимо − нестерпимо), что это уже стало для него (нетерпимо − нестерпимо).

6. Валуев (техничный − технический) спортсмен, но сейчас он совершил (техничную − техническую) ошибку.

7. Президенту дали (дипломатичный − дипломатический) ответ.

8. Он не должен сам принимать такие ответственные (тактичные – тактические) решения.

9. Меня (звать − зовут) (Мария Николаевна − Марией Николаевной).

10. В 3 квартале в ЗАО выплатили (акционерные – акционерские) взносы.

 

Задание 4. Придумайте примеры, которые позволяли бы увидеть различия между паронимами: 1) удачныйудачливый, 2) приметливыйприметный, 3) опасныйопасливый, 4) критическийкритичный, 5) выборныйвыборочный, 6) демократическийдемократичный.

1.Ваня привел удачный пример. Удачливый студент получил зачет.

2.Приметный дом стоял на вершине холма. Приметливый школьник смог описать вора.

3. Опасливыми шагами ступал по льду. Опасный метод получения водорода.

4. Сборник критических статей. Критичный отзыв прозвучал о его статье.

5. Послали выборных для переговоров. Выборочный метод обследования статистических совокупностей.

6. Принципы либерального и демократического развития страны. Демократичный стиль управления компанией.

Задание 5. Исправьте следующие предложения, определите ошибки.

1. В пищу животным кладут минеральные добавки.

2. После проливного дождя все посевы были уничтожены.

3. Между человеком и природой не существует значительной  разницы.

4. Президент призвал  все ведомства к общему сотрудничеству.

5. Товарные биржи были сформированы в виде акционерных обществ.

6.Эти успехи – результат улучшения агротехники производственной сельскохозяйственной культуры.

Задание 6. Исправьте следующие предложения, определите ошибки.

1. Разнообразна флора высокогорных скал.

2. Приоритетом правительства является социальная сфера.

3. Предельные лимиты выделены на здравоохранение.

4. В декабре непременно будет транспортный коллапс.

5 Принятию серьезных мер мешает повседневность.

6. Сюрприз преподнесла нам погода.

7. В аудитории собралось 25 студентов.

8. Предприятие объявило о вакансии на место главного инженера.

 

Задание 7. Исправьте ошибки в следующих предложениях, вызванные речевой недостаточностью.

1. Срочную обрезку копыт и обезроживание провели зоотехники.

2. Требуются рабочие по выпечке хлеба,а так же по продаже безалкогольных напитков.

3. Эта проблема неоднозначна в разных странах.

4. Сравним результаты первого кризиса (1998 г.) с результатами второго (2009 г.).

 

 

Задание 8. Определите значение следующих устойчивых словосочетаний и предложения с помощью словаря.

Бальзаковкий возраст, квасной патриотизм, желтая пресса, сказка про белого бычка, философский камень, аттическая соль, юдоль плача, кипеть млеком и медом, каинова печать, Садом и Гоморра, чечевичная похлебка, притча во языцех, кричать на (во) всю Ивановскую, хлеба и зрелищ!

  1. Бальзаковский возраст — женщина в возрасте от 30 до 40 лет.
  2. Квасной патриотизм - метко обозначено общественное явление, противоположное истинному патриотизму: `упрямая, тупая приверженность к бытовым мелочам национального быта'
  3. Желтая пресса - обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики.
  4. Сказка про белого бычка - русская поговорка, которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
  5. Философский камень - описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
  6. Аттическая соль - тонкое, изысканное остроумие.
  7. Юдоль плача  - устаревший синоним долины; в настоящее время используется как поэтический и религиозный символ, обозначающий тяготы жизненного пути, с его заботами и сложностями.
  8. Кипеть млеком и медом - выражение возникло из Библии (Исход, 3, 8). Бог сказал Моисею, что выведет народ израильский из Египта и приведет его «в землю, кипящую млеком и медом» (то есть где течет молоко и мед). Выражение это употребляется в значении: изобилие, богатство.
  9. Каинова печать - особый знак, которым был отмечен, согласно Библии, старший сын Адама и Евы Каин — за то, что убил из зависти своего брата Авеля. Синоним проклятия.
  10.  Садом и Гоморра - два легендарных библейских города, которые, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи жителей.
  11. Чечевичная похлебка - Выражение основано на библейском рассказе о том, как проголодавшийся Исав, старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову право своего
  12.  первородства, дававшего особые преимущества. Отсюда и возникло выражение продать за чечевичную похлебку, то есть поступиться чем-то значительным ради ничтожного, не имеющего ценности.
  13. Притча во языцех - то, что получило широкую известность, находится у всех на устах, стало предметом общих разговоров, пословицей, в некоторых случаях вызывая неодобрение и насмешки.
  14. Кричать на (во) всю Ивановскую - речь идет об Ивановской площади Кремля, то есть площади рядом с колокольней Ивана Великого. На этой площади обыкновенно глашатаи объявляли царские указы, распоряжения и прочие царские повеления, когда это требовалось сделать публично. Специальные дьяки со специального возвышения на Ивановской площади в определенное время и доводили монаршью волю до москвичей и всего народа Московии. Усилителей тогда не было и орать приходилось во весь голос, или «во всю ивановскую», чтобы услышало как можно больше людей.
  15. Хле́ба и зре́лищ! - выражение из 10-й сатиры римского поэта-сатирика Ювенала, использованное для описания современных ему устремлений римского народа, противопоставляя эти устремления героическому прошлому. Выражение использовалось для описания политики государственных деятелей, которые, подкупая плебс раздачами денег и продуктов, а также цирковыми представлениями, захватывали и удерживали власть в древнем Риме.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: