VII. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

II. Постановка цели и задач (3 мин)

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

- Вам знакома эта песня? О чём она?

- Наш урок сегодня мы посвятим обобщению знаний о Родине.

- Давайте подумаем и определим для себя задачи урока:

1) вспомнить произведения раздела;

2) обобщить знания по разделу;

3) узнать, почему Родина так дорога человеку;

4) познакомиться с новыми произведениями. (Составляем кластер.)

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Михаила Пришвина:

«Рыбе-вода, птице- воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина».

III. Актуализация опорных знаний (10мин)

– Что такое Родина?

– Назовите синонимы к слову «Родина».
(РОДИНА – ОТЧИЗНА – ОТЕЧЕСТВО –РОССИЯ)

- Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
- Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова.

(РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь., возникновения чего-нибудь.)

-А вот как красиво сказал известный ученый и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:

“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов».

- Мы закончили раздел «Родина».
- Произведения какого жанра помещены в этом разделе? (Стихотворения)
- О чем поэты писали в своих стихах? (Поэты писали в своих стихах о светлом образе Родины.)





Речевая разминка

РОДИНА

Что такое Родина наша?

 Солнце, лес, дыхание пашен,

 Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

 И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

 Сто дорог для тебя самых разных,

 И любовь твоя к папе и маме,

 И ты сам - не один, а с друзьями.

В Крючков

- О чём это стихотворение?

- Как вы можете ответить на вопрос автора одним предложением?

-чтение птичьим базаром;

- по слогам;

- с ускорением;

- с замедлением;

- с интонацией восхищения;

- выразительно.

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся (23 мин)

- Мы закончили раздел «Родина»

- Произведения какого жанра помещены в этом разделе?

- Какие литературные жанры вы ещё знаете?

1. Работа с ранее изученными стихотворениями.

- Ребята, давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.

- Что их объединяет?

- Хотите прочесть их наизусть или выразительно по учебнику? (учащиеся читают стихотворения)

- Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали? Почему?

- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?

- Соотнесите строчки с названиями стихотворений.

- Мина кораблю пробила днище

Далеко-далёко от земли» («Лошади в океане» Б. Слуцкий)

 

- «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю» («Родине» С. Дрожжин)

 

- «Мои обиды и прощенья

 Сгорят, как старое жнивьё» («О. Родина!», А. Жигулин)

 

- «Посмотри на юг –

Нивы зрелые» («Русь», И. Никитин)

 

Работа с портретами

- Проверим, как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора

(ученики прикрепляют портрет на доску, называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)

Работа со стихотворением В. Гудимова

- А сейчас я вам предлагаю прочитать замечательные строки из стихотворения Владимира Гудимова «Нет края на свете красивей…»:

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия,
Мы в горе и счастье - с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!

-Сейчас мы еще раз убедились, какие красивые стихи пишут поэты на тему Родины.

- С помощью чего получаются такие красивые строки? (С помощью художественно- выразительных средств: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.)

-Сейчас вам предстоит интересная работа в парах: в текстах поэтов вы найдете художественно- выразительные средства.

Физминутка:













Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

 Ручками похлопали.

Работа с пословицами

-Ребята, поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Давайте соотнесём начало пословиц с их концом.

 

Своя земля и в горести мила.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

За Родину-мать нестрашно умирать.

Родина любимая, что мать родная!

Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице 142. Прочитайте вопрос №7. Ответьте на него.

V. Контроль усвоения и коррекция знаний (5 мин)

1. Тест «Родина»

1. Укажи автора стихотворения «Родине».

а) И.С. Никитин

б) С.Д. Дрожжин

в) А.В. Жигулин

2. Узнай стихотворение по рифме.

Взор — простор. Небеса — леса.

а) Русь

 б) Родине

в) О, Родина! В неярком блеске…

3. Отметь, с каким чувством С.Д. Дрожжин говорит о своей Родине.

 а) с недоверием

б) с равнодушием

в) с гордостью

4. Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В. Жигулина.

а) Своя земля и в горсти мила.

б) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

в) Всякому мила своя сторона.

г) И пылинка родной земли — золото.

5. Закончи пословицу

На чужой стороне Родина…..

а) как мать

б) дороже глаз

в) милей вдвойне

г) одна

6. Закончи пословицу

Человек без Родины что….

а) птица без гнезда

б) без матери

в) птица без крыла

г) соловей без песни

7. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

а) «О, Родина! В неярком блеске…»

б) «Русь»

в) «Родине»

8. Из какого стихотворении эти строки?

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё

а) «О, Родина! В неярком блеске…»

б) «Русь»

в) «Родине»

VI. Итог урока. Рефлексия  (2 мин)

- Наш урок подошёл к концу. Я хочу знать ваше впечатление об уроке. На экране два солнышка: грустное и весёлое. Кому понравился урок – дорисуйте лучик весёлому солнышку, не понравился – грустному солнышку лучик.

- У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная. Богата наша страна талантливыми людьми.

VII. Домашнее задание (1 мин)

Мини-сочинение «Моя Малая Родина»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: