Формирование.
В 6-7 вв. различных областях Византийской империи развивалось крупное монументальное строительство. Особого размаха оно достигло в Константинополе. Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями был укреплен мощными стенами с бойницами и башнями, с величественными Золотыми воротами. Его украшали многочисленные храмы, дворцы с обширными купольными залами, ипподромы, акведуки, термы, арки, триумфальные колонны.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинает играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с потребностями христианского богослужения.
Особенности.
В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.
|
|
Второй важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьера. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии, а затем и в архитектуре Древней Руси возобладал крестово-купольный храм.
Построение. Схема.
Пространство крестово-купольного храма имело символическое значение. В нём присутствовала четко выраженная пространственная иерархия. Наибольшую символической ценностью наделены:
· по горизонтали - апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни);
·
по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих.
Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи:
|
|
· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Вознесение креста барабан купола – апостолы или пророки;
· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова;
· стены – сцены Ветхого и Нового Завета.
Символика, олицетворение храма.
В образе храма раскрывается представление людей эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм Святой Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме,— легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. Причем отношение пространства подкупольного и боковых нефов заставляет почувствовать несоизмеримость темных помещений, созданных для молящихся, и ярко освещенного купола, олицетворяющего небосвод.
Ощущение многообразия, сложности и величия мироздания передано в изменчивости, текучести внутреннего пространства, в богатстве впечатлений, открывающихся взору с различных точек зрения. Многообразие это приведено в стройную систему благодаря подчинению логичной ясности конструкции. [1]