Методические указания

 

    На самоподготовке продумайте ответы на следующие вопросы:

    1. Расскажите, какими особенностями обладает система личности?

    2. Охарактеризуйте основные социальные качества личности. Объясните, как эти социальные качества взаимодействуют друг с другом.

    3. Дайте описание характерных особенностей предписанного и достигаемого статуса. Приведите примеры таких статусов из истории, жизни знакомых Вам людей.

    4. Расскажите, какие основные компоненты включает в себя процесс усвоения индивидом социальной роли.

    5. Какой социальный статус можно считать «высоким»? Обоснуйте.

    6. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от социальных и в чем общность друг с другом.

    7. Что представляет из себя ролевой конфликт.

    8. Приведите развернутое определение социализации. Объясните, в силу каких причин этот процесс является двусторонним.

    9. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание?

    10. Как в последнее время трансформировался процесс первичной (детской) социализации? Какие факторы сыграли положительную роль, какие – отрицательную?

    11. Расскажите, в чем заключается сущность ненаправленной социализации. Приведите примеры из жизни, литературы, которые подтверждают существование в обществе ненаправленной социализации.

    12. Охарактеризуйте сущность направленной социализации. Покажите на жизненных примерах, как осуществляется направленная социализация.

    13. Раскройте, что представляет собой воспитание как способ осуществления социализации личности.

    14. Расскажите, какое значение в социализации личности имеет ее самость, т.е. ее индивидуальная самобытность, непохожесть на других людей.

    15. Охарактеризуйте сущность и последовательность этапов жизненного цикла в социализации личности.

    Определите и запомните следующие термины и понятия:

    Личность, личность базисная, маргинальная, моральная, криминальная; менталитет, социальная адаптация, самооценка, социальный статус, статус предписанный, достигаемый; статусный набор, социальная роль, ролевой конфликт, социализация личности, когнитивное развитие, ресоциализация, ресоциализация осужденных, профилактика рецидива.

 

 

СЕМИНАР № 6/8

 

ТЕМА № 8. Социальный контроль и девиантное поведение

 

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ – 2 часа.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Социальный контроль. Понятие и сущность социальных норм.

2. Девиантное и делинквентное поведение. Подростковая девиантность.

3. Теории девиации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2001, с.117-143.

2. Лавриненко В.Н. Социология. – М., 2003, с.116-147.

3. Социология. Учебник для юридических вузов. / Под ред. Сальникова В.П. – СПб., 2001, с.155-194.

4. Социология / Под общ. ред. Добренькова В.И. – Ростов-на-Дону, 2005.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994, с.256-289.

6. Харчева В. Основы социологии. – М., 1997, с.158-170, с.216-234.

 

    РЕФЕРАТ:

1.Общественное мнение о социальном институте смертной казни.

Литература:

1. Бачинин В.А. Социология: Три курса лекций студентам-юристам. – Харьков: Консул, 2003, с.284-291.

 

2.Характеристика форм и видов девиантного поведения.

 

Литература:

    Павленок П.Д., Савинов Л.Ю. Социология: Уч. Пос. – М.: Изд. – торг корпорация «Дашков и К», 2007 с.314-325.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

    Охарактеризуйте основные санкции, применяемые в социальном контроле, согласно концепции Р.Лапьера.

    1. Возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль?

    2. Дайте характеристику трех основных принципов осуществления социального контроля. Какой из них, на Ваш взгляд, является в обществе базисным?

    3. Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества и чем это обусловлено?

    4. Решите, могут ли выступать средствами социального контроля:

    Домашнее задание, медицинская справка, паспорт, проездной билет, ученая степень, заседание правительства, телефон, часы, компьютер, телевизор, ценники на товары.

    5. Расскажите, какие существуют в обществе социальные институты, специально созданные для осуществления социального контроля?

    6. Определите тип (Ф+; Ф-; Н+; Н-) следующих санкций:

    Нобелевская премия. Судебное оправдание. Офицерское звание. Избрание в парламент. Новогодняя открытка. Квартальная премия. Звание чемпиона мира. Аттестат зрелости.

    7. Считаете ли Вы рекламу средством социального контроля? Почему?

    8. Расскажите, какими факторами обусловлена неопределенность девиации.

    9. Опишите формы, в которых может выражаться девиантное поведение.

    10. Дайте характеристику основных причин, вызывающих и обуславливающих девиантное поведение.

    11. Какие позитивные функции в обществе выполняют девиации?

    12. Какие негативные последствия для общества?

    13. Чем конформность отличается от конформизма? В каком из этих двух явлений заинтересовано общество?

    Определите и запомните следующие термины и понятия:

    Социальная норма, социальные санкции (негативная и позитивная), асоциальное поведение, конформизм, социальная дезорганизация, инфантилизм, девиация, депривация, делинквентная субкультура, субкультура осужденных, стигматизация.

 

 

СЕМИНАР № 7/9

 

ТЕМА № 9. Социология права как частная социологическая теория

 

    ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ – 2 часа.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Предмет социологии права.

2. Социальная обусловленность правовых норм.

3. Социальные функции и эффективность права.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Бачинин В.А. Социология: Три курса лекций студентам-юристам. – Харьков: Консул, 2003, с.353-554.

2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

3. Павленок П.Д., Савинов Л.Ю. Социология: Уч. пос. – М.: Изд. – торг корпорация «Дашков и К», 2007 с.398-402.

4. Социология. / Под ред. Сальникова В.П. – СПб., 201, с.205-224.

 

    РЕФЕРАТ:

    Развитие социологии права в России и СССР.

 

Литература:

 

1. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995, с.16-27.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: