Коробко И. Н. учитель физической культуры
МБОУ «Целинное СОШ»
Проблема физического воспитания младших школьников и пути их решения в общеобразовательной организации
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор
благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
По данным Министерства здравоохранения РФ [3], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям.
Определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (далее – ВОЗ) [5]. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.И. Шведовой - «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». [6].
По данным ВОЗ здоровье человека – это не только отсутствие болезней и благополучие, это в неменьшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Под «здоровым образом жизни» следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели. Укрепление же здоровья – это мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия. Отечественными учеными отмечалось, что здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно двигательных действиях, физических упражнениях. [4].
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой значение имеет правильное физическое воспитание, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания. [2].
Около 75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в здоровье. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших – всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания, в том числе искривление позвоночника и сколиоз. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей - подростков[10].
Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2-3 заболевания. А в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. [11]
Статистические данные школы по медицинским показателям отражают качество здоровья в начальных классах:
· в начальной школе только 24,14% обучающихся относятся к основной (I) группе здоровья, из них 1,4% дети ОВЗ;
· 69,67% обучающихся относятся к основной (II) группе здоровья, из них 16,25% дети ОВЗ;
· 2,9% обучающихся освобождены от урока физической культуры.
Показатели данной статистики требуют от педагога особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
Здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, обладает высокой работоспособностью и творческим потенциалом. Но качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Для выявления отношения к здоровому образу жизни у младших школьников проведено анкетирование в МАОУ «СШ №43». В анкетировании приняли участие 277 обучающихся 1 - 4 классов, 45 из них - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По итогам анкетирования обучающихся начальной школы выявлено следующее:
1. 65 % - соблюдают режим дня;
2. 96 % - любят уроки физической культуры;
3. 39 % - выполняют зарядку;
4. 71 % - родителей интересуются достижениями детей в спорте;
5. 45 % - участвуют в спортивных соревнованиях семьями.
Младшие школьники положительно относятся к физической культуре и спорту, но сами фактически не стремятся к укреплению своего здоровья. Данное анкетирование отразило отношение младших школьников к ЗОЖ и были внесены изменения в рабочую программу учителя физической культуры с целью развития интереса и положительного отношения к ЗОЖ, как единственно правильному образу жизни, и укреплению своего физического здоровья. Но без участия родителей у педагогов школы добиться высоких результатов не получится.
В МБОУ «Целинное СОШ» организационно сложились и проводятся на протяжении нескольких лет физкультурно-оздоровительные мероприятия для обучающихся школы и их родителей. Регулярно проводятся динамические паузы, подвижные игры на больших переменах. Систематически из года в год в школе проводятся такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как «Дни Здоровья», эстафеты «Осенний марафон», «Здравствуй, зимушка-зима!», подвижная игра «Вышибалы», народная игра «Лапта». Ежегодно ученики принимают участие в мероприятии в рамках краевой акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».
Также при школе функционируют спортивные секции по основным направлениям физической культуры: секция мини-футбола, легкая атлетика, баскетбол, рукопашный бой, которые формированы по запросу обучающихся и родителей. Одной из задач секций – укрепление здоровья школьников, и 58% младших школьников посещают данные кружки.
Учителями физической культуры и педагогами начальной школы систематически проводятся теоретические занятия, беседы о здоровом образе жизни, об активном отдыхе, вовлекаются родители в общешкольные спортивные мероприятия, что, конечно же, дает положительные результаты в формировании поведения младших школьников, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.
В программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни особое место отводится:
1. пробуждению в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
2. формированию установки на использование здорового питания;
3. применение рекомендуемого врачами режима дня;
4. формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
5. становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
6. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение и выше противостояние негативному воздействию извне.
Библиографический список
1. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Альма Матер 2005.-С.3,5
2. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность. – Кишенев, 1980. –С.89.
3. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2017 года.- М., 2018.
4. Ермолаев С. А., Тытыгынаев Г. Б. Спортизация физического воспитания в школе, в условиях реализации ФГОС, на примере МОБУ СОШ №21 г. Якутска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 29–32. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56581.htm.
5. Лях В.И., Мейсон Г.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – Челябинск, 1996. –С.44.
6. Макаров В.В. О здоровом образе жизни и профилактике болезней. – М.: 2001. – С.4-5;151-153.
7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Издательский цнетр «Академия»,2005г. –С. 15, 57, 151, 152, 284, 287,289
8. Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.И., 4-е издание, 1999г. –С.34
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
10. http://festival.1september.ru/sport/ «Здоровье современных школьников: проблемы» Брянцева Л. В., врач-педиатр
11. http://standart.edu.ru Федеральные Государственные Образовательные Стандарты