Выполнила студентка 4 курса, группы БИСТ-Р, Рябикова Анастасия Викторовна

Конспект урока по истории Древнего мира.

Вводная часть:

Школа, класс: МБОУ г. Мурманска Гимназия №3, 5 «В».

Дата и тема урока: 21.09.2020; Счет лет в истории. «Лента времени».

Цель урока: дать представление о том, что такое счет лет в истории.

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

· как возник счет лет в истории;

· происхождение и сущностью современного летосчисления;

· что такое древний мир и какова его хронология;

· смысл терминов и понятий «хронология», «век», «тысячелетие», «эра», «Древний мир», «Лента времени».

Метапредметные результаты:

Познавательные –

· анализируют факты и ситуации, выделяют существенные черты, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между явлениями; 

· определяют понятия;

· извлекают информацию из учебника и переводят ее в новые знаковые системы;

· делают и обосновывают выводы;

· определяют и аргументируют личную позицию.

Коммуникативные –

· излагают суждения, обмениваются мнениями, слушают друг друга, работают в группах.

Регулятивные –

· определяют и формулируют цель изучения материала;

· организуют свою учебную деятельность;

· соотносят свои действия с планируемыми результатами.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование (ресурсное оснащение) урока: учебное пособие, схема «Лента времени».

Методы обучения: словесный, репродуктивный.

Форма обучения: фронтальная.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени (год, век, столетие, тысячелетие), летосчисление, «линия времени», Древний мир.

Основная часть:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку и включение их в деловой ритм урока.  
2. Изучение нового материала В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет. Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.   Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после. Этим занимается наука под названием – хронология. Записи в тетрадях: Хронология – наука, изучающая последовательность исторических событий во времени. Вопрос к ученикам: Какие единицы измерения времени вы знаете? Как вы думаете, какие измерения времени используют ученые?   Итак, в исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Основными единицами измерения являются: год, век, тысячелетие. Записи в тетрадях: Год – 365 дней. Век – 100 лет Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).   В древности сложились достаточно точные представления о продолжительности года. Древние землевладельцы внимательно следили за луной, солнцем и звездами, вычисляя время посева и сбора урожая. Первыми продолжительность года (365 дней) посчитали египтяне. Счет лет в древности был не так важен, как определение смены сезона. Поэтому в разных странах годы считали по-разному. В Древнем Египте счет вели от начала правления фараона, когда к власти приходил новый правитель, счет лет начинался заново. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима в 753 году до н. э.      Распространение христианской религии привело к утверждению единой точки отсчета – Рождество Христово. События истории стали делиться на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Позже утвердилось другое определение - «события нашей эры» (н. э.) и «события до нашей эры» (до н. э.). Записи в тетрадях: Эра – событие, от которого какой-нибудь народ ведет свое летосчисление.   Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени» (дети смотрят на доску, на которой нарисована «линия времени», либо в учебник). Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, например, основание Рима произошло, согласно легенде, в 753 году до н. э. Этот год мы поместим на «ленте времени» слева от разделительной черты. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Это событие мы также разместим слева от разделительной черты. 776 больше 753, а значит, первые Олимпийские игры состоялись раньше основания Рима и займут положение левее по отношению к 753 г. до н. э. Обратите внимание, что счет лет до нашей эры идет в обратном направлении – 2 год до н. э. был раньше, чем 1 год до н. э., в то время как события нашей эры считаются в привычной для нас последовательности цифр – сначала был 1 год н. э., затем 2 год н. э. К примеру, известно, что первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году нашей эры. Значит мы отметим этот год по правую сторону от разделительной черты. Нулевого года не существует, после окончания 1 года до н. э. наступает 1 год н. э. Если необходимо вычислить, сколько лет прошло от одного события до наших дней, обычно из современной даты вычитают дату события, если событие произошло до нашей эры, то даты складываются. Например, вопрос: сколько лет назад был основан Древний Рим? 753+2020=2773, 2773 лет назад был основан Рим. Известно, что первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Сколько лет отметит Москва в этом году? 2020–1147=873, в этом году Москва отметит свое 873-летие.   Записи в тетрадях: «Лента времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события. Как вы знаете история – это наука, изучающая прошлую жизнь людей, но не просто прошлое, а прошлое, которое находится в определенных хронологических рамках. История делится на периоды, все они обозначаются на «ленте времени». На сегодня вы изучаете историю Древнего мира. А для того, чтобы понять, что вы будете изучать по этому периоду, я предлагаю вам открыть оглавление учебника и ответить на следующие вопросы: - Из каких разделов состоит учебник? (Первобытный мир, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) - Какие страны мира будут изучаться в курсе истории Древнего мира? (Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия (Сирия), Персия, Греция, Италия).     Как видите в данном периоде вы будете изучать историю разных стран, которые в совокупности составляют историю Древнего мира. Так же хочу отметить, что большая часть истории Древнего мира развивалась до н.э.: с 5 - 4,5 млн. лет назад (появление предка человека) до 476 г. (падение Западной Римской империи). Записи в тетрадях: История Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим. Хронологические рамки Древнего мира: 5 - 4,5 млн. лет назад - 476 г.
4. Отработка и закрепление изученного материала. Задание - сосчитать: Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 20 лет). Какой год был раньше: 60-й год до нашей эры или 60-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (60-й год до нашей эры был раньше, чем 60-й год нашей эры. На 120 лет). Какой год был следующим за 79-м годом до нашей эры? (Следующим за 79-м годом до нашей эры был 78-й год). Какой год предшествовал 16-му году до нашей эры? (16-му году до нашей эры предшествовал 17-й год). Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).   Решение задач. 1. Условие задачи: Карфаген был основан на 72 года раньше, чем Рим (753 г. до н.э.). В каком году был основан этот город?  Решение: Отметить на линии времени дату основания Рима. С какой стороны от даты основания Рима мы отметим дату основания Карфагена? (слева) Отметить дату основания Карфагена. Какие действия нужно произвести, чтобы определить дату основания Карфагена? (для определения даты события, которое произошло раньше, нужно сложить даты)  753 + 72 = 825 г. до н.э. Ответ: Карфаген был основан в 825 г. до н.э. 2. Условие задачи: Город Калуга был основан в 1371 г. Подсчитайте, сколько лет исполнилось городу в этом году. Решение: Отметить на линии времени дату основания г. Калуга. С какой стороны о разделительной черты отметим дату основания г. Калуга? (справа) Какие действия нужно произвести, чтобы определить дату основания г. Калуги? (из современной даты вычесть дату события) 2020 – 1371 = 649 г. Ответ: 649 лет в этом году исполнилось г. Калуга.
5. Обобщение полученных знаний на уроке: Учитель задает вопросы классу и предлагает поделиться своими впечатлениями об уроке.
6. Домашнее задание Стр. 28 – 32 учебника + записи в тетради. В тетради письменно сделать следующие задания: 1. Какой год был раньше и насколько раньше – 65 г. до н.э. или 40 г. н. э.? Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно. 2. Война между древнегреческими городами Спарта и Афины началась в 380 г. до н.э. и длилась 30 лет. В каком году закончилась эта война? Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени. 3. Какое событие произошло раньше - Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)? Насколько раньше? Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно. 4. Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. до н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий? Отметьте даты на ленте времени, вычисления сделайте письменно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: