Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа. Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы.

Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.

При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.

Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.

Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.

В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, умет раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.

Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.

Написание студентами контрольных работ по дисциплине «История культуры Санкт-Петербурга» является одним из важных направлений самостоятельного изучения курса, помогает углубить знание по отдельным разделам курса, приобрести навыки самостоятельного анализа, обобщения и систематизации материала, умение логически последовательно, аргументировано и литературно его излагать.

Тему контрольной работы студент выбирает из тематики, которая рекомендована кафедрой философии и культурологии. При выборе темы следует исходить из собственных научных интересов, стремлений и наклонностей. Студент может предложить свою тему контрольной работы. Важным условием такого подхода к определению учебного задания является его соответствие изучаемому курсу и обязательное согласование темы и плана с руководителем работы.

После выбора темы можно приступить к составлению библиографии, т. е. перечня литературы по проблеме исследования. Наряду с рекомендованной литературой в библиографию включаются труды, которые студент обнаруживает в процессе самостоятельной работы с тематическим и алфавитным каталогом библиотеки.

При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные всех изданий: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.

Например: Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. Пг.: Время, 1922. 128 с.

Если описывается статья из журнала, сборника или газеты, то после двух косых черточек (//) обязательно указывается название журнала или сборника, в котором опубликована статья.

Например: Гревс И. М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру: Методический сборник / под ред. И. М. Гревса. М.: Мир, 1925. С. 9–34.

Возможно использование в работе информационных ресурсов сети Интернет. Эти ресурсы также включаются в библиографический список, при этом обязательно указывается название использованного портала, сайта или страницы и электронный адрес.

Например: Российская национальная библиотека: официальный сайт www.nlr.ru

Следующий этап — сбор материала по теме путем изучения научной литературы.

Сбор материала складывается из общего просмотра учебника, монографии, статьи, чтения в порядке расположения материала, обдумывания прочитанного материала и оценки его, составления конспекта или выписок. Цитаты следует выписывать дословно, заключая их в кавычки. После выписки обязательно сверить их с источником. После каждой выписки необходимо указывать автора, название книги и ее выходные данные, а также соответствующие страницы.

После изучения литературы, когда собран достаточный материал, можно приступать к написанию текста. Предварительно следует внимательно продумать план работы.

При написании текста последовательно переходите от одного вопроса к другому, от одного пункта плана к другому. Важно, чтобы основные положения и выводы, приводимые в работе, были убедительно аргументированы, всесторонне обоснованы.

Содержание работы следует излагать своими словами, не перегружать текст цитатами. Ими принято пользоваться для обоснования принципиальных положений, для подтверждения правильности своего понимания основных вопросов темы. Приводимые цитаты должны соответствовать оригиналу и иметь точную ссылку на источник, в котором указывается фамилия автора, название работы, место и год издания, страница. В контрольной работе должны даваться ссылки на источник, из которого взят цифровой и фактический материал, используемый в работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: