Важнейшей формой учебной отчетности студента является контрольная работа. Выполнение контрольной работы является промежуточной формой отчетности по изучаемой дисциплине и преследует цель лишь оценить способность студента к самостоятельному поиску источников, формированию содержания и его письменного изложения по указанной проблеме. Это важная составляющая изучения дисциплины, а также эффективная форма контроля знаний. При заочном обучении она выступает как обязательная, основная форма самостоятельной работы.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к сдаче экзамена. Работа должна соответствовать установленным требованиям, то есть в ней должны быть раскрыты все проблемы, определенные темой. Для этого студент обязан самостоятельно проанализировать первоисточники и дать исчерпывающие ответы на вопросы темы. Контрольная работа — серьезное учебное задание, и чтобы написать ее как следует, необходимо использовать те первоисточники и учебные пособия, которые позволяют полнее разобраться в проблеме. Студент должен регулярно работать в университетской и городской библиотеке, вдумчиво конспектировать лекции преподавателей.
|
|
При написании контрольной работы следует обращать особое внимание на грамотное использование терминологии. При употреблении впервые тех или иных терминов и понятий следует давать их определения либо в самом тексте, либо в сносках.
Приступая к контрольной работе, требуется сначала ознакомиться с имеющейся литературой по теме, изучить первоисточники и составить план. Здесь, в отличие от курсовой работы, план предполагает рассмотрение одной, причем довольно широкой, проблемы, и он может состоять из двух-трех вопросов. Минимальное количество первоисточников, привлекаемых для написания курсовой работы — пять наименований.
Как правило, контрольные работы по дисциплине сугубо индивидуальны, то есть их тематика персонифицирована. Однако в отдельных случаях темы контрольных работ могут быть адресованы и сразу нескольким, и группе в целом. Таким приемом преподаватель выявляет степень усвоения какой-то важной учебной проблемы и определяет необходимость проведения дополнительных занятий по какой-либо теме. В настоящее время широко используется методика компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплинам, в результате чего появляется возможность быстро проверять знания по наиболее важными темами и объективно оценивать их. Эта форма также может выступать как вид контрольной работы.
В качестве контрольной работы широко применяется самостоятельное изучение монографического исследования по конкретной, крайне важной проблеме, требующей глубокого рассмотрения. Этот вид работы предполагает не простое знакомство с определенным монографическим исследованием, а детальное его изучение. Для этого студенту важно знать некоторые правила работы с первоисточником, которым для него будет являться монография. Следует выяснить фамилию автора, его имя и отчество, ученую степень и звание, а также что побудило его взяться за изучение данной проблемы; обратить внимание на основные вопросы монографии и их разрешение автором, умет раскрывать их в ходе собеседования с преподавателем.
|
|
Студенту следует письменно (предельно кратко) очертить те вопросы (полностью или частично), которые поставлены автором в монографическом исследовании; при изложении их следует указывать страницы источника.
Написание студентами контрольных работ по дисциплине «История культуры Санкт-Петербурга» является одним из важных направлений самостоятельного изучения курса, помогает углубить знание по отдельным разделам курса, приобрести навыки самостоятельного анализа, обобщения и систематизации материала, умение логически последовательно, аргументировано и литературно его излагать.
Тему контрольной работы студент выбирает из тематики, которая рекомендована кафедрой философии и культурологии. При выборе темы следует исходить из собственных научных интересов, стремлений и наклонностей. Студент может предложить свою тему контрольной работы. Важным условием такого подхода к определению учебного задания является его соответствие изучаемому курсу и обязательное согласование темы и плана с руководителем работы.
После выбора темы можно приступить к составлению библиографии, т. е. перечня литературы по проблеме исследования. Наряду с рекомендованной литературой в библиографию включаются труды, которые студент обнаруживает в процессе самостоятельной работы с тематическим и алфавитным каталогом библиотеки.
При составлении библиографического списка важно указывать точные выходные данные всех изданий: название, фамилию автора или редактора, место и год издания, издательство, количество страниц статьи или всей книги.
Например: Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. Пг.: Время, 1922. 128 с.
Если описывается статья из журнала, сборника или газеты, то после двух косых черточек (//) обязательно указывается название журнала или сборника, в котором опубликована статья.
Например: Гревс И. М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру // Экскурсии в культуру: Методический сборник / под ред. И. М. Гревса. М.: Мир, 1925. С. 9–34.
Возможно использование в работе информационных ресурсов сети Интернет. Эти ресурсы также включаются в библиографический список, при этом обязательно указывается название использованного портала, сайта или страницы и электронный адрес.
Например: Российская национальная библиотека: официальный сайт www.nlr.ru
Следующий этап — сбор материала по теме путем изучения научной литературы.
Сбор материала складывается из общего просмотра учебника, монографии, статьи, чтения в порядке расположения материала, обдумывания прочитанного материала и оценки его, составления конспекта или выписок. Цитаты следует выписывать дословно, заключая их в кавычки. После выписки обязательно сверить их с источником. После каждой выписки необходимо указывать автора, название книги и ее выходные данные, а также соответствующие страницы.
После изучения литературы, когда собран достаточный материал, можно приступать к написанию текста. Предварительно следует внимательно продумать план работы.
При написании текста последовательно переходите от одного вопроса к другому, от одного пункта плана к другому. Важно, чтобы основные положения и выводы, приводимые в работе, были убедительно аргументированы, всесторонне обоснованы.
|
|
Содержание работы следует излагать своими словами, не перегружать текст цитатами. Ими принято пользоваться для обоснования принципиальных положений, для подтверждения правильности своего понимания основных вопросов темы. Приводимые цитаты должны соответствовать оригиналу и иметь точную ссылку на источник, в котором указывается фамилия автора, название работы, место и год издания, страница. В контрольной работе должны даваться ссылки на источник, из которого взят цифровой и фактический материал, используемый в работе.