Яз. ситуация в Московской Руси в первые десятилетия 17 века

Возникновение киевской разновидности церк.-слав. литературного языка первоначально затронуло развитие церк.-слав.яз.в Московском государстве лишь косвенно, поскольку туда проникали отдельные отклики словарей и грамматик, нормализирующих язык главным образом в виде рукописи.

В московских  памятниках высоких жанров литературы, изданных в  первое десятилетие 17в., продолжал господствовать риторический украшательный слог, как разновидность стиля плетения словес. К этому времени относится появление первых пособий по красноречию, в которых отражены соотношения реч. ср-в письменной Московской Руси.

Первая риторика датируется 1620 г. Она была издана анонимно. Риторика сохранилась в нескольких списках, один из которых был сделан в Соловецком монастыре. Первая риторика представляла собой перевод текста источника латинского языка. В ней встречаются ссылки на сочинения Демонсфена, Цицерона и др. ораторов и теоретиков риторики. Первая риторика состояла из 2 частей: «О изображении дел» и «Об украшении словес».

Для ирля важно, что в ней уже описывается функциональные разновидности литер.речи, т.е. роды речей. Среди них: научающий, судебный, рассуждающий, показующий.

Глава о тройных родах глаголыния показывает, что в рля второй половины 16в.-нач.17в. уже обозначал контуры системы 3 стилей или 3 родов глаголыния.

В 3 родах глаголыния неизвестный автор риторического сочинения относит смиренный, высокий и мерный роды речений. По мнению Виноградова, смиренный соответствовал простому стилю или «низкому штилю». Смиренным пользовался народ в повседневной жизни.

Род высокий – система искус. украшения речи, далекой от обиходного языка народа.

К мерному роду относится обработанная форма письменной речи: послания, грамоты и публицистические произведения.

Т.образом, смиренный род – разговорная, обиходная речь, высокий – славенизир.книжн. речь., а мерный – письменная, деловая речь или деловой стиль старорусского яз, который примыкал к публицистическому.

В эпоху становления и оформления национального лит.яз. античный принцип выделения 3 стилей стал использоваться для характеристики формирующихся яз. стилей в русском, немецком, французском, итальянском, польском и др.яз.

Но широкого развития литературы и просвещения в самом начале 17в.не было, ибо к этому времени относятся социальные волнения и иноземные нашествия. Только к 1630-40гг., когда Московское гос-во оправилось от волнений, в Москве стали проявлять заботу об издании книг.

В 1645г. русским царем становится Алексей Михайлович, при котором усиливается самодержавие, центральная власть, начинают издаваться новые судебники, заканчивают в 1649г. В этом же году по просьбе царя в Москву прибывает Епифаний Славинецкий – учитель греч.яз. По просьбе Алексея Михайловича Епифаний Славинецкий организовал школу ради научения слав.-рос.народа детей Эллинскому наказанию. В 1648г. было осуществлено Московское издание грамматик Смотрицкого без указания автора, но с обширным теоретическим предисловием, которое приписывают  перу неизвестного деятеля – М.Грека.

Авторитет его грамматического руководства был высок, что и способствовало его изучению.

Московские книжники строго придерживались норм этой грамматики, которая считалась образцом литературности. Печатные грамматики и словари способствуют распространению норм осн.лит. яз. и унификации книжного словоупотребления славянизированной речи.

 В данный период происходит процесс нормализации старорус.лит.яз.деловой письменности перв.половины 17в. Особенно показательны в этом отношении соборные уложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: