Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Роль чтения в детстве - в период становлении личности человека. (Какую рол играет чтение в детстве?) | 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности. |
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?) | 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. |
Примерный круг проблем: | Авторская позиция: |
Проблема патриотизма творческих людей. (В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) | В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения. |
БАЛЛ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».
«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно... не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».
БАЛЛОВ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».
ПРИМЕРЫ по тексту
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».
«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».
ОШИБКИ при формулировании авторской позиции
Большинство ошибок по критерию КЗ связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.
В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.
В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.
5. СВОЯ ПОЗИЦИЯ + АРГУМЕНТЫ (ОБОСНОВАНИЕ) (К4)
Ваше мнение - это не только согласие или несогласие с автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно подкрепить ваши умозаключения аргументом (можно привести практический любой аргумент из литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)
Как правильно приводить литературный аргумент?
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в аргументе можно показать:
а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно небрежное отношение к природе вредит самому человеку.
б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все дары.
*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе, (например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких последствий.
3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к чему вел этот аргумент, что вы доказывали.
Как можно оформить аргумент из литературы:
Проблема... находит свое отражение в художественной литературе. Так, в романе (повести и т.д.)
В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы.
Подтверждением моих слов можно служить главный герой романа (повести и т.д.) «…»
Герои произведений из художественной литературы помогают взглянуть по-новому на эту проблему.
С этой проблемой сталкивались многие герои художественных произведений, в том числе...
Таким же вопросом задавался герой из произведения...
ФИО в своем нетленном романе(повести и т.д.) «НАЗВАНИЕ» показывает нам героя, который тоже сталкивался с...
Герой романа(повести и т.д. может служить ярким примером (чего)
Ярким примером, подтверждающим мою точку зрения является...
Чтобы подтвердить мою позицию, обратимся к художественной литературе. Так,...
Другим примером, иллюстрирующим.......является....
Где, как не в литературе, можно найти ответы на все вопросы. Например,...
Эта проблема (тема) нашла свое отражение в произведениях мировой (русской) художественной литературы.
Проблема.... волновала писателей и поэтов разных времен.
В творчестве ФИО эта проблема также нашла свое отражение.
Судьба главного героя романа (повести и т.д.) ФИО подтверждает мою точку зрения (позицию, мое мнение)...