Теоретические подходы к исследованию общения

ТЕМА № 5: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

УКАЗАНИЯ: Ознакомиться с материалами лекции, составить конспект в лекционной тетради. Письменно ответить на вопросы самостоятельной работы и прислать отчет преподавателю.

 

Вопросы для рассмотрения:  

1.   Общая характеристика общения.

Теоретические подходы к исследованию общения.

 

Общая характеристика общения

  Одной из важнейших сторон человеческой жизни является то, что с самого момента рождения до самой смерти человек находится в окружении других людей, в непосредственном или опосредованном контакте с ними. Даже находясь в одиночестве, человек не перестает ощущать себя частью социума, действовать и думать с учетом правил и норм социального сообщества, в котором он рос, воспитывался и обучался.

 

ОБЩЕНИЕ – это результат развития общественной истории, отражающий уровень культуры и являющийся ее глубинным основанием и одновременно средством развития общества. В процессе общения обеспечивается единство действия той или иной группы людей, достигается взаимопонимание и согласованность поведения, формируются качества человека как субъекта труда и познания, поскольку оно формирует убеждения, обеспечивает практическую регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

 

Общение является важной духовной потребностью личности, обусловленной общественным способом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно, если между участниками взаимодействий не будут налажены соответствующие контакты и взаимопонимание.

 

Таким образом, общение следует рассматривать как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

 

Процесс общения является многомерным, многоуровневым феноменом, поэтому интерес к нему проявляют представители различных наук: философии, социологии, психологии и др.

 

 

Теоретические подходы к исследованию общения

В настоящее время изучением психологии общения занимаются многие ученые разных сфер научного знания, и каждая наука выдвигает свою концепцию в рассмотрении данного вопроса.

 

Общефилософская концепция рассматривает процесс общения личности

с другими как актуализацию реально существующих общественных отношений. Именно общественные отношения, согласно философской концепции, обусловливают форму общения. Методологический принцип, обосновывающий зависимость изменения общественных отношений со сменой форм общения, дал основание выявить характеристики категории «способ общения». Она определяется как способ реализации актуальных отношений в ситуации социального взаимодействия и зависит от социально-экономического уклада общества, уровня развития идеологии, отношений, конкретных исторических условий социального бытия.

Общефилософская концепция определила формирование и других

научных концепций. И прежде всего - социологической.

 

Социологическая концепция обосновывает общение как способ

осуществления внутренней эволюции или поддержания определенного уровня социальной структуры общества, социальных групп в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социологическая трактовка понятия «общение» предполагает глубокий анализ внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессом общения, формирует методологию понимания места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного механизма социального управления.

 

 

Психологическая концепция определяет общение как специфическую

форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его существования. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших факторов, определяющих личностный смысл в формировании личности. В связи с этим психология рассматривает потребности в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

 

    Социально-педагогическая концепция анализирует сущность общения как механизм влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. В работах А. А. Пузырея различные психотехнические системы - это системы активного изменения, преобразования психики людей с помощью особого рода психотехнических действий. Именно в рамках социально-педагогических исследований общение и получило свое развитие как  «психотехника». Психотехника понимается как система средств, приемов, позволяющих эффективно воздействовать на духовный мир человека, на его психику, на его сознание. Общение служит своеобразным социально-психологическим механизмом, посредством которого это воздействие осуществляется. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, социологии и этнологии, театральной педагогики и социально-педагогического тренинга и т. д. Вот почему целесообразно выделить психотехнику общения в самостоятельный предмет исследования.

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения в зарубежной психологии:

· информационный - ориентированный на передачу и прием информации;

· интеракциональный - ориентированный на взаимодействие;

· реляционный - ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения.

Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает, хотя и взаимодополняющие, но разные аспекты анализа проблемы общения.

 

Информационные подходы к изучению общения были развиты в 30-е – 40-е годы XX столетия и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом, фактических, реальных между участниками общения – сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных

положениях:

• содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. п.);

• человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);

• принятие аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

 

В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований.

Первое направление занимается теорией и практикой изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды с их последующей декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949 г.).

Первоначальная модель состояла из 5 элементов:

- источник информации;

- передатчик информации (шифратор);

- канал для передачи сигналов;

- приемник информации (дешифратор);

- получатель информации (место получения информации).

 

Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» и «источником», и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

 

Данная теоретическая модель обладала рядом положительных качеств – простотой и наглядностью, возможностью быстрой квантификации, универсальностью. Но, эти же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной полезности, или даже возможности существования других подходов в изучении проблемы общения.

 

Второе направление исследований возникло в 60-х годах XX века. Основным предметом этого направления явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены И. Гофманом (1975 г.).

 

В своих исследованиях И. Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:

• коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное-непрямое, опосредованное, симметричное-асимметричное передавание сообщений);

• коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друг с другом;

• коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;

• основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

 

Именно разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно сблизить и навести мосты между информационными и интеракционисткими подходами к изучению проблемы общения.

 

Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60-70-е годы прошлого столетия. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в рамках интеракционизма общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Таким образом, главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

 

Теоретические основания этого подхода:

• ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);
   • поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии);

• положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках данного подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся ответить на вопрос о способах или путях структурирования и управляются ситуациями социального присутствия при помощи средств поведения.

 

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

 

· Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов

(Р. Бедвистел, 1965 г.) для невербального общения. Одно из основных положений модели: несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50–60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

 

· Модель социального навыка (М. Аргайл, А. Кендон, 1967 г.). Эта

модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т.е. высказывается идея научения общению в самом общении.

 

· Равновесная модель (М. Аргайл, Дж. Дин, 1965 г.). Модель

опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации. Любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа Y и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание вопросов и ответов).

 

· Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен,

1968 г.). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ:

- первый вид программы имеет дело с простой координацией движений;

- второй – контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности;

- третья программа модифицирует сами процедуры изменений, т.е. управляет комплексной задачей метаобщения.

 

Эти программы усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры, а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.

 

· Системная модель (А. Кендон, 1977 г.) рассматривает

взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая – это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая – это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

 

Реляционный подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов XX века (Р. Бедвистел, 1968 г.; Г. Бэйтсон, 1973 г.). Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термины «общение», «коммуникация» – это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».

Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

 

С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в реальных видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения – это акт участия во взаимоотношениях.

 

С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле, скорее их природа выводится из потока взаимообменов между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов, т.е. взаимоотношения существуют на над индивидуальном или «трансактном» уровне. Главная позиция этого подхода состоит в следующем: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.

 

Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций:

· кибернетика и теория общих систем;

· теория логических типов, которая идентифицирует разрывы

непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.п.);

· биологические исследования экосистем и динамики

взаимоотношений между организмами и средой обитания.

 

Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к изучению общения, взаимодействия и поведения, которые до сих пор были известны социальным и поведенческим наукам.

 

В отечественной психологии проблеме общения посвящено большое количество исследований таких выдающихся ученых как Б. Г. Ананьев,

Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Л.С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и другие.

 

Анализируя научную литературу, можно выделить следующие аспекты изучения общения в отечественной науке:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой);

7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

 

    По мнению Б.Г. Ананьева, в общении всегда есть момент познания человека человеком и, одновременно, познание самого себя. Общение – сильнейший инструмент формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе.

 

    В.Н. Мясищев в своих работах уделял большое внимание вопросам влияния общения на психику, в особенности зависимости между общением и психическими процессами, участвующими в общении. Он определял общение как взаимодействие людей, в котором выделяется три компонента: психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом.

 

    А.А. Бодалев определял общение как один из основных видов деятельности людей, в котором проявляются сущностные характеристики личности как объекта и субъекта общения. Оно, по мнению ученого, влияет на само формирование личности, в особенности, на базисные ее свойства, проявляющиеся в отношении к себе, другим, труду и собственности.

 

    Б.Ф. Ломов рассматривал общение как субъект-субъектное взаимодействие, при котором оно выступает как самостоятельная форма активности. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект—субъект(ы)».

 

Б. Д. Парыгин отмечал, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

 

А. А. Леонтьев обосновывает общение как социальный феномен и как условие любой деятельности человека.

 

Общение является сложнейшим видом человеческих отношений. При кажущейся простоте любой вид общения с любым человеком подчиняется довольно сложным закономерностям объективного и субъективного ха­рактера. Знание людьми глубинных оснований различных видов общения - непременное условие их эффективной деятельности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: