Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж

Урок чтения

Тема: А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Ход урока

I. Оргмомент

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.

II. - Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

 

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение. Предлагаю самостоятельно более шире познакомиться с биографией поэта, просмотрев презентацию.

Словарная работа

- В стихотворении встретятся слова, которые могут быть непонятны.

Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.

III. Первичное чтение стихотворения.

IV. Проверка первичного восприятия

- Что вас поразило в стихотворении?

 

- Что запомнилось вам больше всего?

 

V. Повторное чтение

- А теперь возьми в руки карандаш и, отмечая непонятные слова, прочитай стихотворение еще раз. 

VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

- Какие слова показались вам непонятными. С помощью толкового словаря попробуй найти им определение и записать.

 

 

- Прочитай, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

 

- Какое настроение было у поэта?

 

- А у тебя какое возникло настроение?

 

 

- Как ты думаешь, кого поэт называет в стихотворении красавицей?

 

 

- Какие еще слова обращены здесь к ней?

 

 

- Прочитай следующую строфу. Что описывает здесь поэт?

 

 

- Как изменилось настроение поэта?

 

 

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитай.

 

 - Найди сравнение.  Что сказано о вьюге?

 

 

- Как ты думаешь, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо?

 

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитай.

 

- Прочитай третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найди и прочитай слова, с помощью которых он описывает утро.

 

 

- Прочитай следующую строфу. Как ты понимаешь выражение янтарным блеском озарена?

 

- Как поэт описывает печь?

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки?

 

 

- Какие мысли его посещают?

 

 

- Читай последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице?

 

- Как он называет ее в этой строфе?

 

Словесное рисование

- Прочитайте стихотворение целиком. Представь, что ты художник. Что бы ты нарисовал в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

 

 

-Что означает слово пейзаж?

- Посмотри на репродукции картин великих художников. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»?

 

И. Шишкин «Зима»

Один из крупнейших и самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин открыто и сокровенно поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Он знал русскую природу "ученым образом" и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Его называли "лесной богатырь-художник", "царь леса", "старик-лесовик".

Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем, какой он? Большой, дремучий, непроходимый.

    А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.

    А есть ли маленькие елочки?

    А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.

    Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

    А как бы вы назвали этот лес? «сказочный», «очарованный», «заснувший».

Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: