V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев

- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

- Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

VI. Итог урока.

- Теперь мы можем подвести итог урока. Фрагмент из какого романа-пародии мы сегодня читали? Кто его автор?

VII. Домашнее задание.

- Домашнее задание каждый выберет себе по душе. Я предлагаю несколько вариантов:

1. Прочитать любой фрагмент романа “Приключения Тома Сойера” и самостоятельно подготовить его к пересказу.

2. Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?

 

 

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”. (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец, и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом, и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

Под именем Тома Сойера описаны сразу трое неразлучных приятелей, неизменные участники игр в пиратов и «благородных» разбойников:

сам юный озорник Сэмюэл Клеменс (это он напоил кота лекарством, это он приносил домой ужей и летучих мышей);

школьный товарищ Сэма Уилли Боуэн;

большой проказник Томас Сойер Спиви.

Образ Бекки Тэчер списан с Лауры Хокинс, которая жила по соседству с Сэмом.

Гек Финн – точный портрет Тома Бленкеншипа. Он жил в полуразрушенной лачуге на окраине города, частенько голодал, ходил в лохмотьях и иногда ночевал под открытым небом. Но это ему нравилось: он презирал «гнусные и душные дома».

Лачуга родителя Гека Финна не сохранилась. Её снесли в 40-х годах XX века. Однако на её месте стоит мемориальная доска.

Младший брат Тома, тихоня и ябеда Сид – это Генри, младший брат Сэмюэля Клеменса. Он никогда не доставлял никаких хлопот взрослым, в отличие от неистощимого на выдумки проказника Сэма.

Строгая тётушка Полли списана с матери Марка Твена – Оливии Клеменс.

В городке Ганнибал ежегодно проходят дни Тома Сойера. Здесь твеновские чтения, ярмарка, потешные соревнования в волейбол в грязи, состязания детворы на самую резвую лягушку, забеги в мешках для девочек...

Но гвоздь программы, конечно же, соревнования по крашению заборов. Участникам должно быть не меньше восьми и не больше тринадцати лет.

И, несмотря на острый язык, Твена уважали даже недруги.

Когда писателя не стало, его близкий друг Уилбер Несбит сказал на похоронах: «Единственное горе, которое Марк Твен причинил миру, - это то, что он умер».

Умер Марк Твен 21 апреля 1910 года от стенокардии.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы.

Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: