Советы «Как объяснить значение слова»

Окончания нескольких частей речи

имя существительное в И.п.

имя прилагательное в И.п.

Глагол

Кто? Что?

Какой? Чей?

Что делать? Что сделать?

1 скл. 2 скл. 3 скл. М.Р. Ж.Р. СР.

Н.Ф. (инфинитив)

М.Р.

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

-ЫЙ,

-ИЙ,

-ОЙ

-АЯ

-ЯЯ

-ОЕ

-ЕЕ

-ТИ

несТИ

-ТЬ

жиТЬ

нулевое

-О, -Е

Нулевое

нулевое окончание

беречь

жечь

синИЙ

зелёнЫЙ

голубОЙ

синЯЯ зелёнАЯ

краснОЕ синЕЕ

партА,

дядЯ

меч,

полЕ,

яблокО

дочь, мать

НАСТ. BP. / БУД. BP.

1л. -У(-Ю) -ЕМ

      - У (-Ю) -ИМ

2 л. -ЕШЬ-ЕТЕ

      -ИШЬ-ИТЕ

3 л. -ЕТ - УТ (ЮТ)

      -ИТ -AT (ЯТ)

МН.Ч.

-ИЕ -ЫЕ

синИЕ

зелёнЫЕ

В кратких прилагательных

окончание А, О, И, нулевое:

девушка красивА,

дитя красивО,

мы красивЫ,

он красив

лечУ, летИШЬ, летЯТ,

летИТЕ, живЁШЬ, живЁТЕ

ПРОШ. BP.

Ж.Р.

М.Р.

СР.

нулевое

пришлА

пришёл

пришлО

МН.Ч.

пришлИ

                         

Ударения в некоторых словах:

ЗАПОМНИТЕ:

бАрмен, бОроду, бОроды,   борОд, бородАм, вОвремя, ворОта, дефИс,                       дешевИзна, диспансЕр, добелА, довезЁнный, дОверху, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр, завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, зАсветло, зАтемно, звонИт, защемИть, защемИт, жалюзИ, исчЕрпать, избалОванный, каталОг, каучУк, квартАл, киломЕтр, киоскЁр, красИвее, кремЕнь, кремнЯ, мастерскИ, мозаИчный, молЯщий, надОлго, ненадОлго, новостЕй, нОвости, новорождЁнный, нОгтя, оптОвый, Отрок, Отрочество, откУпорить, пОчестей, пЕтля, свЁкла, сирОты, срЕдства, сОгнутый, сорИт, стАтуя, столЯр, тамОжня, танцОвщица, тОтчас, фенОмен, цепОчка, чЕлюстей, чЕрпать, шассИ, школЯр, щавЕль, щемИть, щемИт, экспЕрт    

ПОДСКАЗКИ к ЗАДАНИЮ 3

Ударное окончание! Ударный первый слог корня! Проверочное однокоренное слово с ударным слогом! Ударное окончание! Ударный последний слог! Ударный последний слог!
включИт вручИт защемИ звонИт кровоточИт наделИт накренИтся облегчИт ободрИт обострИт одолжИт окружИт сверлИт углубИт укрепИт щемИт но: плодонОсит, плодоносИть аэропОрты бАнты Иксы крАны пОрты склАды тОрты шАрфы шпрИцы   бухгАлтеров (бухгАлтер) вероисповЕдание (вЕдать) кАшлянуть (кАшель) кУхонный (кУхня) лЕкторов (лЕктор) мЕстностей (мЕсто) надОлго (дОлго) нОгтя (нОготь) освЕдомиться (вЕдать) Отрочество (Отрок) пОчестей (пОчесть) сирОты (нет сирОт) слИвовый (слИва) тУфля (тУфли) чЕлюстей (чЕлюсть)   бралА вернА взялА влилАсь воспринялА воссоздалА ворвалАсь гналАсь добралАсь дождалАсь занятА запертА заселенА лгалА лилА ловкА навралА налилА налитА начатА принялА принятА рвалА снятА но: клАла укрАла крАлась послАла водопровОд газопровОд нефтепровОд но: электропрОвод   ________ премировАть нормировАть баловАть пломбировАть опломбировАть   (тренировАть - проверочное слово для данных глаголов) монолОг диалОг каталОг некролОг     ___________ Ударный суффикс –ЛИВ-   болтлИва прозорлИва смазлИва суетлИва но: прожОрлива   ___________ ломОта, дремОта но: тошнотА  
Части речи Вопросы Грамматическое значение Примеры 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное Кто? Что? предметность Парта, лес, море, красота
Имя прилагательное Какой? Чей? Признак предмета Красивый, умный
Имя числительное Сколько? Какой по счёту? Количество или порядок при счёте Два, двести, пятый
Местоимение Кто? Что? Сколько? Который? Указывает на предмет, признак, но не называет его Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш
Наречие Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Признак действия. Признак признака Влево, завтра, никогда, тут

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Служат для

Примеры
союз

связи однородных членов и частей сложного предложения

Пришёл И увидел
предлог

связи слов в словосочетании

Пошёл В школу
частица

передачи дополнительных значений значения

НЕ пришёл ТОЛЬКО ты

 

Знаки препинания при однородных членах:

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Запятая ставится: Запятая не ставится:
1.При 2-х и более однородных членах при отсутствии союза (перечисление): Сверху видны поля, луга, перелески.         О, О, О.

Перед одиночными союзами и, или, либо, да = и.

О и О;           

О или О;        

О да(=и) О.

 Из окна вагона видны поля ИЛИ луга

О или О •

Мореловит стрелы молний И в своей пучине гасит.

О и О •

 

2. Между однородными членами перед союзамиа, но, да = но. Из окна вагона видны поля,А не луга  О, а О.  О,но О.   О,да О.
3. При повторяющихся союзах после каждого однородного члена: Сверху видны и полялугаперелески. ИО, и О, и О.                 или О,  или О,  или О.               то О, то О, то О.
4. Перед второй частью составных союзов: На плане обозначены КАК поля,ТАК И леса. Как О, так и О.  

 

 

Определение основной мысли текста:

Вспомним…

Тема (О ЧЁМ?) Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) Проблема (ПОЧЕМУ?)
То, о чём говорится в тексте Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя Вопрос, о котором рассуждает автор
Спасение бездомного щенка Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

  1. внимательно прочитать текст;
  2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
  3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
  4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

1. Грамотно сформулируйте основную мысль;

2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;

3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

 

 

Работа с текстом:

Советы

1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;

2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;

3. сначала сформулируйте ответ устно;

4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.

или

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.

или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

 

Толкование лексического значения:

1. Объяснение должно быть коротким, но чётким.

2. Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».

3. Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.

4. Прочитайте примерные ответы:

«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,

«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,

«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,

«Любить – эточувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.

5. Обратите внимание на части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.

Советы «Как объяснить значение слова»

Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно

1. нарисовать то, что обозначается словом;

2. подобрать близкое по значению слово (синоним);

3. рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;

4. при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: