Августовский, договор, газопровод, диалог

ВПР 8 КЛАСС

Вариант № 1

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

На опушке молодого леса (не)большой прудок(4). Из него б(ъ/ь)ёт подземный(2) ключ. Этот прудок колыбель(3) великой ру(с/сс)кой реки. В болотах и трясинах родится Волга и (от)сюда отправля..тся в далёкий путь. Волга красавица. Красоты Волги прославле(н/нн)ы и народом в сказаниях и поэтами и художниками.

От Рыбинска Волга начина..т поворач..вать на юго(восток). (Не)высокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с д..линами. В этих волжских пейзажах есть (не)повторимая красота и оч..рование. За Костромой оба берега становятся гористыми и чем дальше тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули ж..мчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого ми(л/лл)ионам жителей нашей Родины.

 

(118 слов)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) Очень (не)красивый почерк, (не)выполненная домашняя работа, (не)сдвинуться с места

2) (Не)достойное поведение, (не)жданно-(не)гаданно, (не)дорого продаю

3) Строительство (не)завершёно, вовсе (не)холодно, (не)лепость

4) (Не)убранная комната, (не)наряженная елка, (не)услышал из-за шума

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

 

1) Бараба(н/нн)ый бой, балова(н/нн)ый ребёнок, высуше(н/нн)ое бельё

2) Унесё(н/нн)ые ветром, кова(н/нн)ый меч, задача реше(н/нн)а

3) Свежемороже(н/нн)ая рыба, звучать приглушё(н/нн)о, ветре(н/нн)ый день

4) Румя(н/нн)ое лицо, осе(н/нн)ий день, деревя(н/нн)ый сундук

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Досуха, крапива, переведена, начатый.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) Вася пришёл со школы вовремя.

2) Наряжая ёлку, помните о правилах безопасности.

3) На манекене была шляпка наподобие той, что они видели вчера на незнакомке.

4) Наперекор желания идти всё же придётся.

7. Определите и запишите основную мысль текста.

 

Текст 2

(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?

 

(по А. Платонову, 245 слов)

8. Определите и запишите микротему первого абзаца текста.

 

9. Определите, каким средством языковой выразительности является словосочетание «подобно человеку и музыке» из предложения 5. Запишите ответ.

 

(5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

10. В предложениях 8−10 найдите слово с лексическим значением «платок, большой вязаный или тканый платок». Выпишите это слово.

 

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Долго не светало

2) Ветки скрежетали

3) Ветки деревьев

4) Замороженное стекло

 

12. Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

 

(10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару.

13. Определите тип односоставного предложения под номером 7. Запишите ответ.

 

14. Среди предложений 6−8 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синонимичное слово, запишите его.

 

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

15. Среди предложений 4−6 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

16. Среди предложений 1−4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

17. Среди предложений 1−3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[определение, определение подлежащее сказуемое и сказуемое].

 

Выпишите номер этого предложения.

 

 

Вариант № 2

Задание 1

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Меня ра(з/с)будил (2) яркий солнечный луч. Прон(е/и)кая в маленькое окошко вмаза(н/нн)ое в стену за печкой на которой мы спали он золотым меч..м пронзал (полу)мрак под белё(н/нн)ым потолком чистенькой хатки и уп..рался прямо мне в лицо.

Как это часто бывает на вое(н/нн)ых ночлегах проснувшись (3) не сразу поймёш.., где ты и как сюда попал. Потом вспомнился (не)удачный вчерашний полёт в липком мартовском тумане белые дымки зенитных разрывов ра(с/з)вёртывавшихся над головой растерза(н/нн)ое крыло самолёта закуше(н/нн)ая до крови губа и узкие остекленевшие от напр..жения глаза лётчика в косом зеркальце, тяж..лый шлепок о снежную поляну… И вдруг — люди в грязных замурзанных но родных армейских (полу)шубках и ушанках бегущие по глубокому и талому снегу к обломкам нашей машины. Свои! И сразу слабость ск(а/о)вавшая всё тело (4).

 

(по Б. Полевому, 118 слов)

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный разбор слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

 

Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) Отнюдь (не)красавица, (не)успевший вовремя, (не)хочу сладкого

2) (Не)тяжёлая ноша, ничуть (не)знакомый текст, (не)представленные в суде доказательства

3) Читал (не)громко, сказал (не)правду, (не)дописал

4) (не)поседа, (не)холодно, а жарко, (не)вставайте

Задание 4

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.

 

1) Перепели(н/нн)ые яйца, краше(н/нн)ая скамейка, серебря(н/нн)ая ложка

2) Спускаться организова(н/нн)о, закова(н/нн)ый в цепи, девочка испуга(н/нн)а

3) Стари(н/нн)ый особняк, получится несомне(н/нн)о, ране(н/нн)ый зверь

4) Закалё(н/нн)ый человек, весе(н/нн)ее солнышко, солид(н/нн)о выглядеть

Задание 5

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Августовский, договор, газопровод, диалог.

Задание 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) Это был пилот самого высокого класса.

2) Благодаря письма нас приняли очень учтиво.

3) Лодка, покачиваясь, медленно приближалась к середине реки.

4) Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.

Задание 7

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Текст 2

(1) Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-черного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов.

(8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей, наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.

(11)Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное.

(13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться. (14)Легко жить нельзя!

 

(по Ю. Андрееву, 248 слов)

Задание 8

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

 

Задание 9

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «впадать в панику» из предложения 4. Запишите ответ.

 

(4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче.

Задание 10

В предложениях 7−8 найдите слово с лексическим значением «запланировала, настроила на определённый план действий». Выпишите это слово.

 

Задание 11

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Жизнь состоит

2) Состоит из противоречий

3) Угольно-чёрного жеребца

4) Преодолевать постоянно

 

Задание 12

Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

 

(2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно.

Задание 13

Определите тип односоставного предложения под номером 14. Запишите ответ.

 

Задание 14

Среди предложений 11−13 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

 

Задание 15

Среди предложений 10−11 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

Задание 16

Среди предложений 3−5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

 

Задание 17

Среди предложений 7-9 найдите сложное предложение, в составе которого есть предложение, соответствующее данной схеме:

 

[сказуемое определение, определение подлежащее].

 

Выпишите номер этого предложения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: