Тема: Понятие о потребностях человека

Содержание лекции:

1. Понятие потребностей, их значение в жизнедеятельности человека.

2. Классификация потребностей по А. Маслоу.

3.Основные направления деятельности медсестры по удовлетворению потребностей пациента, предложенные Вирджинией Хендерсон.

1. Понятие потребностей, их значение в жизнедеятельности человека.

  Все научные теории сестринского дела используют холистический (целостный) подход к пациенту. Каждый человек является неповторимым и обладает большими возможностями для самовыражения на протяжении всей жизни. В процессе роста и развития человек реализует свой потенциал путём удовлетворения своих потребностей.

  Потребность – это физиологический или психологический дефицит чего-либо, который испытывает человек на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья или благополучия. Каждый человек имеет жизненно-важные потребности, которые он должен удовлетворять регулярно и самостоятельно. Только тогда человек будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние физического или психического дискомфорта, которое со временем может привести к заболеванию или даже смерти пациента. Невозможность удовлетворения потребностей приводит к болезням и разного рода расстройствам. Многие болезни можно отнести к разряду психосоматических, т.е. вызванных определёнными особенностями психологического состояния человека. Поэтому биологи, врачи, исследователи, желающие облегчить человеческие страдания и боль, должны учитывать психологические и социальные факторы, вызывающие заболевание.

  2. Классификация потребностей по А. Маслоу.

Наиболее доступной и логически обоснованной считается теория иерархии потребностей, предложенная американским психологом-гуманистом Абрахамом Гарольдом Маслоу. В основе теории – различие между «низшими» (несовершенными) и «высшими» (растущими) потребностями. У каждого человека есть высшие и низшие потребности, которые связаны между собой в сложную иерархическую зависимость. Наглядной моделью этой зависимости служит пирамида.

В основании пирамиды лежат физиологические (базовые) потребности или потребности ВЫЖИВАНИЯ (есть, пить, дышать, выделять), без которых невозможна жизнь в биологическом смысле. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрёт, как любое живое существо.

Следующий уровень занимают потребности в БЕЗОПАСНОСТИ, в защите от природных катаклизмов, стихийных бедствий, болезней, жизненных неудач, стрессов. Эти потребности возникают при контакте с окружающей средой, как правило агрессивной, их удовлетворение необходимо для гармоничного роста и развития человека в этой среде. К этому уровню относятся потребности:

- спать (отдыхать),

- двигаться,

- поддерживать температуру тела,

- одеваться и раздеваться,

- быть чистым,

- быть здоровым (т.е. не зависеть от посторонней помощи),

- избегать опасности (т.е. адаптироваться к факторам риска).

К третьей ступени пирамиды Маслоу относятся потребности в ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (общаться). Человек – существо социальное, он стремится стать членом сообщества, иметь привязанности, любить и быть любимым. На протяжении всей жизни человеку необходимо иметь опору, принадлежать к определённому обществу (коллективу), быть принятым и понятым этим обществом.

Ещё выше располагаются потребности в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА И ГАРМОНИИ (иметь жизненные ценности). Живя в обществе, человек стремится занять место, соответствующее его способностям и представлениям о самом себе. Каждому нужны уважение и самоуважение, престиж, социальный статус, внимание, признание.

Наконец, вершину пирамиды занимают значительно более «узкие» потребности в СЛУЖЕНИИ (играть, учиться, работать). При удовлетворении этих потребностей человеком движет желание самосовершенствования, становления кем-либо, любопытство, знание и осмысление окружающего. Эти потребности обеспечивают самореализацию человека и развитие его как личности.

Впоследствии Маслоу предложил ещё более высший уровень потребностей – эстетические или МЕТАПОТРЕБНОСТИ (красота, упорядоченность, симметрия, гармония, совершенство, правда, справедливость).

Абрахам Гарольд Маслоу внёс большой вклад в развитие теории

мотивации потребностей. Он выделил два типа мотивации:

- преодоление дефицита (так называемая «дефицитная»

или Д-мотивация)

- стремление к развитию (мотивация бытия или Б-мотивация).

Эти типы мотивации связаны с категориями «удовлетворения» или «неудовлетворения». Дефицитом названы те потребности, неудовлетворение которых создаёт в организме «пустоты», требующие заполнения во имя сохранения здоровья организма. Единственной целью Д-мотиваций является устранение дефицитных состояний (например, чувства голода). Д-мотивированное поведение – это способы ликвидации неприятных ощущений вплоть до полного их исчезновения. Поэтому Д-мотивации являются устойчивыми детерминантами поведения.

Теория Маслоу – это теория роста, последовательного удовлетворения всё более высших потребностей. Поскольку потребности связаны между собой в иерархическую последовательность, то удовлетворение одной потребности приводит не к состоянию покоя или апатии, а к осознанию другой, более высшей потребности. По мере удовлетворения низших потребностей сразу же появляются другие, более высшие, которые начинают доминировать в организме. Желания и стремления продолжаются, но на высшем уровне. Когда и они удовлетворяются, на первый план выходят новые, ещё более высокие потребности, в основе которых лежат потребности и ценности роста. Вместо покоя человек с Б-мотивацией становится более активным, развитие само по себе становится приносящим удовлетворение процессом. Такие люди поднимаются сами над собой и вместо того, чтобы хотеть всё меньше, хотят всё больше. Абрахам Маслоу ввёл термин «самоактуализация личности» - т.е. полное использование талантов, способностей и возможностей индивида. «Я представляю себе самоактуализирующегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это некое человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одарённостями». «Самоактуализирующиеся люди наслаждаются жизнью вообще, в то время как большинство отдельных людей наслаждаются лишь отдельными моментами своего триумфа». Для Маслоу самоактуализация – это желание человека стать всем, чем он способен стать, полностью реализовать свои потенциальные возможности. «Человек хочет быть первоклассным, насколько это для него возможно. Стать второсортным врачом – не путь для самоактуализации». Даже идеальное общество не может создавать таких индивидуумов, потенциал саморазвития заложен в самом человеке. «Индивидуум вполне способен сам дать толчок к своему развитию. Учитель или культура не создают человека. Они дают возможность, благоприятствуют, побуждают стать реальным и актуальным».  

Индивидуум не может начать путь к самоактуализации, если не удовлетворены его более низшие потребности. Когда есть две неудовлетворённые потребности, то выбор делается в пользу удовлетворения более насущной, более сильной из них. «Не стоит ждать пробуждения высших потребностей, пока не будут полностью удовлетворены низшие».

 3. Основные направления деятельности медсестры по удовлетворению потребностей пациента, предложенные Вирджинией Хендерсон.

  Медицинские сёстры в силу своих знаний и умений должны определять не саму болезнь, а реакцию пациента на изменения своего здоровья в виде нарушения удовлетворения той или иной потребности. Основная цель сестры – создать пациенту максимальный комфорт, помочь ему адаптироваться к новым условиям жизни «в болезни», т.е. создать пациенту условия для удовлетворения основных жизненно-важных потребностей. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу лежит в основе многих современных теорий сестринского дела, в частности в основе модели В.Хендерсон.

Исходя из теории потребностей А.Маслоу, Вирджиния Хендерсон определила 14 основных направлений деятельности медсестры:

1) обеспечить пациенту нормальное дыхание;

2) обеспечить адекватное питание и питье;

3) обеспечить пациенту удаление из организма продуктов

жизнедеятельности;

4) помогать пациенту поддерживать правильное положение тела

и помогать изменять положение;

5) обеспечить пациенту отдых и сон;

6) помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать её;

7) помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела;

8) помогать пациенту содержать тело в чистоте и порядке;

9) помогать пациенту избегать всевозможных опасностей извне

и следить, чтобы он не нанёс вреда другим;

10) помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать

свои желания и чувства;

11) содействовать тому, чтобы пациент мог следовать своим

принципам и отправлять религиозные обряды;

12) помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо

делом;

13) содействовать отдыху и развлечениям пациента;

14) содействовать обучению пациента.

   С начала 40-х годов 20 века и по сей день теория потребностей постоянно совершенствуется. Сегодня теория Маслоу не столь популярна в развитых странах, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. И чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей человека. В таком государстве приоритетны самоуважение и уважение окружающих, самовыражение, достижение успеха. Однако для России эта теория пока остаётся актуальной, т.к. мы только начинаем свой путь к экономически развитому правовому государству.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: