Задания к семинарам по философии 2014-2015

1 семинар. Тема 1.1. «Черты философского знания. Мировоззрение». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 2-15.

2 семинар. Тема 1.2. «Философский анализ мифологии и религии как форм объективированного мировоззрения». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 15-28.

3 семинар. Тема 1.3. «Структура философского мировоззрения». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 28-44.

4 семинар. Тема 2.1. «Древневосточная философия». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 44-54.

5 семинар. Тема 2.2. «Античная философия. Часть 1». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 55-67.

6 семинар. Тема 2.2. «Античная философия. Часть 2». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 67-79.

7 семинар. Тема 2.3. «Религиозная философия Средних веков». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 79-90.

8 семинар. Тема 2.4. «Философия эпох Возрождения и Просвещения как основание гуманистических переворотов в философии».Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 90-104.

9 семинар. Тема 2.5. «Философия Нового времени». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С. 104-118.

10 семинар. Тема 2.6. «Немецкая классическая философия. Иррационализм и марксизм как предпосылки преодоления классической метафизики». Практикум для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Философия». С.118-132.

11 семинар. Тема 2.7. «Основные школы неклассической философии. Основные особенности отечественной философии». Содержание: Классификация основных направлений неклассической философии. Сциентизм и антисциентизм. Феноменология, экзистенциализм, психоанализ, неокантианство, герменевтика как антропологические версии неклассической философии. Изменение антропологического подхода к человеку в философии XX века: теории М.Бубера, М.Шелера. Новый статус гносеологии, аксиологии. Основные особенности отечественной философии. Социально-политические учения отечественной философии: от анализа самобытности исторического развития до анализа человека. Русская религиозная философия (особенности, учения В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева). Школа русского  космизма (особенности, Н.Ф.Фёдоров, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский). 

12 семинар. Тема 3.1. « Понятие бытия. Его структура. Проблема целостности мира». Содержание: «Бытие» как основная философская категория. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия. Эволюция проблемы бытия в философии. Современное понимание бытия. Существуют ли различия в понимании бытия в системах идеализма и материализма? Что такое «небытие»? Как соотносится бытие и инобытие? Типы бытия как классификация разнообразия мира. Перечислите модели единства мира. Проанализируйте каждую из них.

13 семинар. Тема 3.2. «Субстанциональность мира. Проблема изменчивости мира в рамках философского понимания движения». Содержание: Эволюция представлений о материи в школах материализма и идеализма. Определение материи. Современное понимание материи как субстанции. Назовите основные этапы эволюции понимания материи в школах материализма. Что такое «кризис физики» и его роль в становлении современного понимания материи? Как обоснование материи помогает решить проблему общего и единичного в философии? Как реально существует материя? В чем сложность понимания движения в философии? Что такое «движение»? Почему это – атрибут материи? Проблема изменчивости и устойчивости мира. Движение, его основные характеристики. Основные модели понимания движения. В чем принципиальное отличие понимания движения в метафизике и диалектике?

14 семинар. Тема 3.3. «Развитие. Пространство, время». Содержание: Движение и развитие. Определение развития. Многообразие философских подходов к развитию. Диалектика, этапы её развития. Основные законы диалектики. Источник, механизм и направленность развития. Какие модели развития предлагает философия? Принцип детерминизма. Пространственно-временное измерение мира. Какие философские подходы существуют в объяснении пространства и времени? Отличие философского анализа пространства и времени от научного анализа. Как реально существуют пространство и время? Вечность и бесконечность мира.

15 семинар. Тема 4.1. «Проблема идеального. Сознание как форма психического отражения». Содержание: Проблема идеального в философии. Определение и структура сознания. Идеальность сознания. В чём методологическая сложность изучения сознания? Что такое «идеальное»? Как оно связано с материальным? Теория отражения в философии. В чем специфика психического отражения? Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Отличие материалистического и идеалистического понимания сознания. Самосознание. В чем проявляется общественный характер сознания? В чем противоречивость феномена сознания? Как следует определять процессы самосознания?

16 семинар. Тема 5.1. «Проблема познания в философии. Концепции истины». Содержание: Познание как процесс, его структура. Классификация познания. В чем процессуальность познания? Чувственное и рациональное в познании. Что такое «внерациональные формы опыта»? Гносеологические доктрины в философии: пессимистические и оптимистические. Субъект и объект познания. Истина, ее основные характеристики. Концепции истины в философии. Критерии истины. Что такое абсолютная и относительная истина? В чем конкретность истины? Уровни и методы научного познания. В чем специфика научного познания?

17 семинар. Тема 6.1. «Особенности человеческого бытия». Содержание: «Человек», «индивид», «личность» – в чём состоит отличие данных категорий в философии? В чём особенность именно философского анализа личности? Особенности бытия человека. Многомерность и противоречивость человеческого бытия. Генезис представлений о месте человека в мире. Способы бытия человека в мире. Человек в его деятельности. Что такое «биосоциальная проблема» и как современная философия решает вопрос о соотношении биологического и социального в человеке? В чем отличие философского решения от понимания этой проблемы в биологии и социологии? В чем проблема соотношения души и тела человека? Какие решения этой проблемы предлагала философия в ходе своего развития? В чем принципиальное отличие решения проблемы души и тела в философии от её рассмотрения в мифологии и религии? Что такое «внутренний мир человека»? Как эта проблема связана с проблемой смысла жизни человека? Проблема свободы в философии. Основные подходы к пониманию проблемы свободы в философии. Виды свободы. Связь проблемы свободы с проблемой моральной ответственности человека за свои поступки. Проблема бегства от свободы. Какие формы свободы выделяются в философии? Как свобода связана с процессами отчуждения? 

18 семинар.  Тема 7.1. «Общество как развивающаяся система. Культура и цивилизация». Содержание: В чем сложность определения общества в философии? Как соотносятся понятия «социальное», «социум» и «общество»? Почему общество философия рассматривает в качестве системы? Какие элементы при этом выделяются? Общество и история. Чем социальное развитие отлично от природного развития? Какие философские подходы к анализу социального развития можно выделить? Генезис представлений о развитии общества в философии. Что является источником и движущей силой социального развития? Труд и материальное производство. Сферы общества. Роль научно-технических революций в развитии общества? Что такое глобальные проблемы? В чем отличие философского подхода к ним от научного подхода? Культура и цивилизация. Что составляет сущность культуры? По каким причинам существует множество определений культуры? Сопоставление культуры и цивилизации. Классификация цивилизаций. Как современная философия трактует суть культуры и цивилизации? В чем состоит противоречивость цивилизационного развития?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: