История возникновения и развития карате-до

Несмотря на то, что восточное боевое искусство, называемое Каратэ-до, считается японским, сами жители Страны восходящего солнца до 20-го века не знали, что означает этот термин. А все дело в том, что исторической родиной карате является остров Окинава, который расположен в 500-600 километрах от островов Кюсю и Тайвань.

История зарождения

Итак, давайте рассмотрим, что представляет собой остров – родина Каратэ. Это очень маленький кусочек суши, который расположен на пути между Тайванем и Кюсю и имеет очень интересную форму завязанной в узелок веревки. Кстати, название так и переводится – веревка на горизонте. Впервые здесь было сформировано искусство окинавской руки – Окинава-тэ. Это произошло в XII-XIII веках в результате слияния приемов рукопашного боя и других древних боевых систем, причем некоторые из них были заимствованы моряками в Индии и Китае.
С 1429 г. король Се Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хоку Сан (северная гора), Нан Дзан (южная гора) и Тю Дзан (срединная гора). Желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, Хаси ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался совершенно беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Эти меры заставили многих крестьян искать спасения в Кэмпо, чтобы противостоять врагам. Именно в этот период были созданы два стиля рукопашного боя. Один – в среде дворянства, он назывался «Тэ», другой развивался в среде простого народа и назывался «Рюкю кобудзюцу». Население Окинавы начало объединяться в разные союзы самообороны. Центрами распространения Кэмпо стали крупные города. Кэмпо на островах Рюкю в ту пору называлось просто «Окинава тэ» или «То-Тэ» («волшебная рука»). На Окинаве стили «Тэ» различались соответственно по городам: Наха тэ, Сюри тэ, Томари тэ.

В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям. В течение всего XVII столетия школы «Тэ» действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о хранении тайны. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала смерть. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка поранив, бросали в воду. Через несколько мгновений он оказывался в пасти акулы.
Термин «Карате» («китайская рука») был введён в обращение в XVIII веке неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньские единоборства, он основал частную школу Карате-но Сакугава. Сакугава Канга (1733—1815), также известный как Сакугава Сатунуси и Тодэ Сакугава — окинавский мастер боевых искусств, внёсший большой вклад в развитие окинавского То-Тэ, ставшего предтечей современного каратэ.

Сакугава Канга

В 1750 году Сакугава начал тренироваться у окинавского монаха Пэйтина Такахары. После шести лет тренировок Такахара посоветовал Сакугаве пойти в ученики к китайскому мастеру Гун Сянцзюню. У Гун Сянцзюня Сакугава также учился шесть лет и в 1762 году начал распространять полученные знания. За его мастерство в китайском боевом искусстве Сакугаве дали прозвище «Тодэ» — «китайская рука». Первые сведения о появлении каратэ, или То-Тэ, зарегистрированы в конце XVIII – начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы Окинавского каратэ до» приводит точную дату – 1761 год. Именно тогда китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищенным зрителям на острове Окинава свое мастерство в китайском боксе. То-Тэ может означать китайский бокс, хотя в течении нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто как «Ти». Позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как «Тэ» означая «рука». Таким образом, можно утверждать, что То-Тэ на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, которые преподавали его на Окинаве.
Годы упорных тренировок превращали руки и ноги жителей Окинавы в оружие разрушительной силы.
В течение XVII-XVIII веков стили «Тэ» и «Кобудо» слились с известными на островах архипелага фрагментами китайских систем боя и зародилось новое боевое искусство, известное под названиями «Окинава-тэ» (Окинавская рука) и «Кара-тэ» (Китайская рука).
Итак, общую историю развития и становления окинавского боевого искусства можно представить следующими важными этапами:

I этап:

Возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на острове Рюкю и упоминающемся в японских хрониках «Нихон соку» («Душа Японии»), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые отношения с соседними странами.

II этап:

Слияние техники Окинавского рукопашного боя с системами китайского Кэмпо и формирование к 1629 году системы Тэ или То-Тэ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

III этап:

Дальнейшее развитие и формирование трех ветвей То-Тэ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ ТЭ и НАХА ТЭ. Практикуемое в г. Томари- ТОМАРИ ТЭсчиталось родственным СЮРИ ТЭ. Примечательно, что на Окинаве до сих пор нет различия и разделения каратэ на стили. Их также подразделяют на СЮРИ ТЭ, НАХА ТЭ, ТОМАРИ ТЭ.

IV этап:

Формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного Окинавского каратэ – СЁРИН РЮ и СЕРЕЙ РЮ на основе СЁРИНДЗИ РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЭ и смещение ветвей СЮРИ ТЭ, НАХА ТЭ и ТОМАРИ ТЭ. В результате смещения стилей СЮРИ ТЭ и ТОМАРИ ТЭ появился стиль СЁРИН РЮ, а СЕРЕЙ РЮ возник на основе НАХА ТЭ и ТОМАРИ ТЭ.

V этап:

Появление пяти крупнейших стилей каратэ ШОТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ, ВАДО-РЮ и КЕКУСИНКАЙ к середине ХХ-го века.

VI этап:

Появление множества различных стилей каратэ на основе смещения СЕРИН РЮ, СЕРЕЙ РЮ и пяти японских.
Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера. В силу исторических обстоятельств каратэ на начальных этапах своего развития служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья и изучалось исключительно как смертоносное единоборство.

В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством То-Тэ. Это послужило аргументом для включения тотэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и окинавцы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920—1940-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоши, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению карате, сам демонстрировал его приёмы. В начале века Гичин Фунакоши с группой единомышленников начал пропаганду карате сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 году он открыл первый публичный клуб карате в токийском университете Кэйо.

Иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гичин Фунакоши (1868—1957), известный мастер и популяризатор карате, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает всё, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий карате должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на всё, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа «пустой». Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» (в смысле «китайский») появляется в книге «Карате кумитэ», написанной в августе 1905 года Тёмо Ханасиро. Китайско-японские отношения никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению карате считалась политически некорректной.
Название «пустая рука» (空手) было утверждено на конференции 1935 года, собравшей мастеров различных стилей окинавского карате. Позже, под влиянием основателя дзюдо – мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввёл новое название: «Карате-до» — «Путь пустой руки» (空手道) и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Гичин Фунакоши подчёркивал тот факт, что карате-до является не только боевым искусством, но и, по аналогии с дзюдо — системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Шотокан карате-до называют самым академическим стилем японского Карате, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей Карате, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: